kak-ponyat-chto-u-rebenka-stress1

Довольно часто бывает так, что мы замечаем изменившееся в худшую сторону поведение ребенка, его снизившуюся школьную успеваемость, эмоциональную нестабильность, и нам совершенно не приходит в голову, с чем могут быть связаны эти резкие негативные изменения. Дело в том, что обычно родители пропускают момент возникновения психотравмирующей ситуации, стресса у ребенка и спохватываются только тогда, когда уже проявляются неприятные и вредоносные последствия фиксации стресса, то есть развивается опасный посттравматический синдром. Что это такое, насколько он опасен и можно ли его выявить самостоятельно? Давайте разберемся.

О причинах возникновения посттравматического синдрома как следствия фиксации оставленного без внимания непроработанного стресса мы подробно рассказали в статье «Что может быть стрессом для ребенка или причины посттравматического синдрома». Читайте и анализируйте психотравмирующие события, характерные для вашей ситуации, это поможет вам почерпнуть много новых неожиданных закономерностей, связанных с возникновением стресса у взрослых и детей и последующим развитием посттравматического синдрома.
Напомним, что посттравматический синдром или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) не считается заболеванием, это временное расстройство психики после перенесенного стресса, которое без должной необходимой коррекции может зафиксироваться и привести к тяжелым психическим последствиям.

Происходит это из-за того, что при определенных стрессогенных факторах (новизна, резкость, неожиданность, интенсивность, чрезмерная эмоциональная окрашенность события или его опасность) адаптационные механизмы психики, призванные вырабатывать способы приспособления или защитные реакции организма на необычные, часто шоковые условия, просто напросто запаздывают от обилия новой постоянно поступающей в мозг информации. Эти адаптационные механизмы не успевают переработать всю информацию, сравнить ее с имеющимся у организма опытом, выработать защитные барьеры и сформировать алгоритм дальнейших действий. Происходит губительная задержка адаптации к стрессу. В это время и развивается пагубное стрессовое расстройство.

Зачастую в таких случаях в голове постоянно вертятся одни и те же мысли, прокручивается одна и та же стрессовая ситуация или ее картинка. Мозг как будто лихорадит от повторяющегося круговорота подобных мыслей, «ждущих своей очереди для переваривания». Причем практически нет никакой возможности отвлечься, переключить свое внимание на что-то другое, потому что мозг постоянно возвращается к той непонятной психотравмирующей ситуации, пытаясь ее переработать и найти более-менее адекватный выход.

kak-ponyat-chto-u-rebenka-stress2

Особенно уязвимы в этом плане дети, так как их психика еще недостаточно сформирована, адаптационные и защитные механизмы работают слабо в силу отсутствия жизненного опыта, включающего модели поведения в уже пережитых стрессовых ситуациях. Они теряются, замыкаются в себе, не понимая что происходит, нормально ли это, сколько это будет продолжаться, закончится ли это и какие могут быть последствия. Хотя зачастую взрослые, наблюдая внешние поведенческие реакции на стресс у некоторых детей, склонны считать, что детская психика вообще переносит стрессы очень хорошо. Это громадное и опасное заблуждение.

Несмотря на то, что психика как ребенка, так и взрослого довольно пластична, зачастую она оказывается бессильна перед сильным стрессом, тогда необходима помощь со стороны, когда человеку предлагаются готовые модели или шаблоны поведения, пригодные к применению в конкретной стрессовой ситуации. Тогда пагубная напряженность психики снижается, мозг получает сигнал о «найденном» выходе. Посттравматический синдром постепенно нивелируется.

Установлено, что как правило, посттравматическое стрессовое расстройство практически всегда характеризуется тремя симптомогруппами, общими для взрослых и детей:

  1. Постоянно возвращающиеся навязчивые «крутящиеся в голове» мысли и картинки о стрессовой ситуации;
  2. Отгораживание или потеря реальности, уход вглубь себя, вид сосредоточенного обдумывания, отстраненность от внешних обстоятельств;
  3. Состояние настороженности, возбуждения или агрессии, ожидание опасности;

Как было сказано выше, у детей причин и ситуаций, которые могут вызвать стресс, гораздо больше, чем у взрослых. Причем, здесь большую роль играют индивидуальные особенности психики ребенка. Если, например, для одного оскорбление со стороны учителя «пройдет мимо ушей», то для другого станет сильным стрессом, влекущим психотравмирующий посттравматический синдром.

Насколько выражены у детей сила стресса и влияние посттравматического синдрома можно судить по следующим симптомам:

  1. В разговорах, в играх, на уроках дети постоянно возвращаются к ситуации, которая вызвала возникновение психической и/или физической травмы;
  2. У детей, также, как и у взрослых начинается нарушение сна, они боятся спать, им снятся кошмары, часто прямо или косвенно связанные с пережитым стрессом;
  3. У некоторых детей наступает апатия к окружающему, они равнодушны, рассеянны, заторможенны;
  4. Часть детей испытывает противоположные эмоции. Они агрессивны, раздражительны, грубы, бурно и негативно реагируют на просьбы, раздраженно и зло отвечают на простые вопросы, по-новому ведут себя в привычных ситуациях;

Надо сказать, что существуют и возрастные различия в детских симптомах, говорящих о наличии или интенсивности стрессогенного воздействия, а также о вероятности возникновения детского посттравматического синдрома:

Возраст до 6 лет:

  1. Как правило в этом возрасте дети ни с кем открыто не обсуждают стрессогенное событие;
  2. Они с трудом засыпают, плохо спят, часто им снятся кошмарные сновидения;
  3. Дети становятся отстраненными, апатичными, заторможенными, рассеянными;
  4. В ситуации, схожей с их психотравмой у таких детей проявляются специфические физиологические реакции, например, резко бледнеет кожа, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, подступает тошнота или комок к горлу;
  5. Такие дети, как правило, избегают общения, в социуме малоактивны, играют в одиночестве;
  6. Они не проявляют положительных эмоций, их трудно развеселить и вообще растормошить, включить в игру:
  7. У них частые резкие перепады настроения, они плаксивы, часто расстраиваются по пустякам;

Возраст 5-12 лет:

  1. Как правило, дети путают очередность произошедших событий в случившейся психотравмирующей ситуации;
  2. Дети склонны винить себя в произошедшем и настроены в следующий раз вести себя по-другому, чтобы избежать негативных последствий ситуации;
  3. Ситуация психотравмы прослеживается в разговорах, играх, рисунках, однако, при этих действиях негативных эмоций или специфического поведения не наблюдается;
  4. Психотравмирующий опыт просачивается в повседневную жизнь ребенка, например, он не расстается с игрушечным автоматом или постоянно бьет, пинает и ломает всех кукол;

Возраст 12-18 лет:

Здесь стрессовое расстройство является смесью детских и взрослых симптомов:

  1. Импульсивность действий, резкость в поведении, необычные поступки;
  2. Заниженность самооценки, недооценивание своих возможностей, отсутствие веры в свои силы;
  3. Нарушение сна и кошмарные сновидения;
  4. Отстраненность от социума, избегание контактов, замкнутость;
  5. Чувство одиночества, повышенная тревожность, постоянное ощущение опасности, страх умереть;
  6. При злоупотреблении алкоголем и/или психоактивными стимуляторами — проявление словесной и физической агрессии;

kak-ponyat-chto-u-rebenka-stress3

Обязательно следует учитывать, что при всем многообразии симптоммов и признаков, специфических для каждого возраста, картина симптоматики для конкретного ребенка, пережившего сильный стресс, остается сугубо индивидуальной и далеко не всегда включает в себя все представленные признаки. Важно помнить, что любая психотравма вызывает специфическую, характерную для конкретного ребенка эмоциональную реакцию, которая может стать фундаментом для пагубного развития в дальнейшем посттравматического стрессового расстройства. Однако, общие характерные черты следует знать и учитывать при работе с ребенком, пережившего психотравму.

О том, как помочь ребенку справиться с сильным стрессом, избавиться от последствий посттравматического синдрома, как защитить себя в травмоопасных или стрессогенных обстоятельствах, как взрослым вести себя в такой ситуации, как нивелировать вред, нанесенный психотравматическим событием — обо всем этом расскажем в следующей статье. Она называется «Как избавить ребенка от стресса или коррекция посттравматического синдрома».

Помните, что посттравматический синдром без коррекции, сильный стресс без проработки или психотравма, оставленная без внимания или правильной психологической помощи могут привести к психическому личностному расстройству. Более того, они могут стать причиной суицида как единственной осознаваемой ребенком возможности избавиться от преследующих его навязчивых нестерпимых переживаний. Вот почему здесь все так серьезно, и каждая мелочь, любой ваш поступок и всякое ваше слово имеют крайне важное, подчас судьбоносное значение.

Статья написана по заказу Психомира.