kak-izbavit-rebenka-ot-stressa1

На сегодняшний день проблема обилия стрессовых ситуаций в нашей жизни стоит довольно остро. Особенно уязвимыми к воздействию стрессогенных факторов, конечно, оказываются дети. Детская психика почти всегда оказывается неготовой к «перевариванию» психотравмирующих событий в силу своей недостаточной сформированности. Кроме того, у детей мало жизненного опыта, их которого психика черпает модели поведения в аналогичных кризисных стрессогенных ситуациях, подобным уже пережитым и «переработанным». Поэтому дети нуждаются в особом внимании при стрессогенной опасности и особенно при возникновении посттравматического стрессового расстройства. Как может взрослый помочь ребенку в такой ситуации?

О механизмах возникновения стресса у ребенка, причинах, его вызывающих, индивидуальных особенностях стрессогенных факторов при развитии посттравматического синдрома, его возможных пагубных последствиях для детской психики мы говорили выше в статье «Что может быть стрессом для ребенка или причины посттравматического синдрома».

Кроме того, в следующей статье цикла, также приведенной выше под названием «Как понять, что у ребенка стресс, или симптомы и признаки посттравматического синдрома», мы разобрались, по каким критериям определить, что ребенок в прошлом подвергся или продолжает подвергаться в настоящее время воздействию стресса, как по поведенческим и эмоциональным реакциям ребенка понять, произошла ли фиксация, закрепление стресса в психике, началось ли развитие посттравматического синдрома и его вредоносных последствий.

kak-izbavit-rebenka-ot-stressa2

На основании приведенных данных можно прийти к выводу, что психологическое состояние детей, подвергшихся стрессовой ситуации, повлекшей индивидуально окрашенную в силу личностных особенностей психотравму, тем не менее имеет общие патологические черты, которые находятся вне границ нормальных психологических состояний.

Вызванное стрессом посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) или посттравматический синдром, как правило, формируется вслед за переживанием острой реакции на стрессогенный фактор. Обычно подобная острая стрессовая реакция у ребенка сопровождается плачем, сильным страхом, паническими атаками, словесной или физической агрессией, либо ступором, растерянностью, нарушениями памяти, дезориентацией.

Возникновение посттравматического синдрома немного отодвинуто во времени и наступает после завершения пикового воздействия на детскую психику стрессового фактора. Посттравматический синдром развивается волнообразно, то ускоряя, то притормаживая формирование патологических пагубных последствий. Часто, оставаясь без внимания со стороны взрослых, он может иметь затяжную тяжелую форму с постоянно нарастающими все новыми расстройствами психики, которые из временных переходят в состояние устойчивых хронических форм. Более того, к подобным патологическим состояниям могут присоединяться факторы детской алкоголизации, употребления психоактивных веществ, антисоциального неадекватного или преступного поведения.

Однако при благоприятных условиях, особенно в благополучной семейной атмосфере при правильной аккуратной поддержке взрослых и их чутком, внимательном, деликатном отношении к ребенку, пережившему психотравму, практически всегда наблюдается нивелирование или устранение посттравматического синдрома и всех форм его патологических последствий.

Надо сказать, что продолжительность протекания посттравматического синдрома находится в диапазоне от одной недели до тридцати лет и больше. Причем, примерно одна треть случаев ПТСР заканчивается полным избавлением от патологических симптомов, в сорока процентов случаев происходит частичное нивелирование симптоматики, в каждом пятом случае интенсивность стрессового расстройства снижается, но не ниже среднего уровня, на котором продолжает сохраняться, а каждый десятый случай отмечен постепенным нарастанием тяжести расстройства и отсроченным ухудшением психического состояния.

Поэтому относительно благополучный исход после стрессогенного воздействия психотравмирующей ситуации и развития посттравматического синдрома возможен при отсутствии эпизодов психических расстройств у ребенка до этого события, при быстром и интенсивном возникновении симптомов синдрома сразу после воздействия стресса, без какой-либо отсроченности во времени, и при небольшой длительности протекания самого синдрома до момента наступления возможности оказания психологической помощи и поддержки (в пределах полугода).

kak-izbavit-rebenka-ot-stressa3

При оказании психологической помощи и поддержки ребенку, оказавшемуся в ситуации, опасной с точки зрения психологической травматизации, или уже подвергнувшемуся стрессу и психотравме, взрослым следует ориентироваться на следующие психологические правила и рекомендации:

1. Необходимо постепенно настраивать ребенка, подвергшегося стрессу, не воспринимать себя как жертву. Установка жертвы принимается детской психикой легко, но трудно снимается, поскольку формируется устойчивое виктимизирование всей создавшейся ситуации. Тогда где ребенку легче принять неизбежность происходящих событий и чувствовать себя малозначительной пешкой, а не активным участником событий, несущим за них определенную ответственность.

2. Некоторые дети тяжело осознают, что мир может быть несправедлив к ним. Зачастую, они считают, что их хорошее поведение, послушание являются залогом того, что с ними всегда все будет хорошо и мир защитит их от бед, зла и несправедливости. Ребенку нужно помочь постепенно и мягко избавиться от этой иллюзии.

3. Часто дети склонны делить мир на две половинки: на «наших» и «не наших». Причем, «наши» всегда честны, благородны и справедливы, а непонятные «не наши» отличаются подлостью, коварством и лживостью, поэтому они не должны существовать в нашем мире. Этот миф тоже надо помочь ребенку развеять, объясняя психологическую общность, целостность и неделимость человеческого общества.

4. Крайне важно учить ребенка принимать на себя ответственность в трудной ситуации, искать самостоятельные решения, пути выхода из нее. Объясняйте, что промедление или пассивное ожидание внешней помощи со стороны может быть опасным и повлечь печальные последствия. Ребенок обязательно должен хотя бы в какой-то степени осознавать ответственность за себя, за свои действия и поступки, за их последствия, за свою жизнь.

5. В беседах, рисунках, свободных сочинениях или играх целенаправленно стремитесь к формированию у ребенка ощущения «контроля над травмой», показывайте невыгодность, проигрышность или даже опасность восприятия себя в качестве пассивной жертвы. Приводите яркие жизненные примеры, пытайтесь своим поведением влиять на формирование у ребенка активной жизненной позиции.

6. Очень аккуратно, мягко и осторожно стремитесь нивелировать тенденцию детской психики к избеганию всего, что может напоминать о психотравме или привести к повторному столкновению с ней. Помните, что до тех пор, пока ребенок не переработает болезненный опыт, он будет оставаться для него болезненным. В совместных разговорах ненавязчиво пытайтесь искать различные выходы из возможных опасных ситуаций, в рисунках избавляйтесь от ночных страхов, в играх побеждайте «мировое зло». Ребенок должен ощущать себя победителем, активным борцом, успешным созидателем новой безопасной реальности. Для этих целей особенно подходят такие методики проработки стресса или психотравмы, как арттерапия, песочная терапия, игровая терапия, метод метафор (истории или сказки), позже об этом мы поговорим более подробно.

kak-izbavit-rebenka-ot-stressa4

По мере выхода ребенка из психотравмирующих ощущений, переживаний, воспоминаний с использованием перечисленных правил и методов, у ребенка, как правило, отмечается постепенное значительное повышение самооценки, улучшение сна, повышение учебной мотивации. В скором времени вы заметите, что у него снижается общая и ситуационная тревожность, улучшается пространственная ориентация и ориентировочный рефлекс. Кроме того, через небольшой промежуток времени вы непременно начнете ощущать, как у ребенка снимается эмоциональная напряженность, исчезает субъективное ощущение постоянной опасности, улучшаются поведенческие реакции. Затем вы с радостью увидите, что у ребенка опять появляются положительные эмоции, позитивное ожидание каких-либо событий. В связи с тем, что постепенно снижается или полностью пропадает агрессивность, у него увеличивается число социальных контактов, повышается их успешность и приобретается положительная эмоциональная окрашенность . Ребенок больше не сторонится общества, наоборот, он включается в социум, интересуется общественными делами. Помимо этого, у ребенка улучшается аппетит и общее физическое состояние, он ощущает постоянный прилив сил, открыто строит и обсуждает планы на будущее, у него формируется новая активная модель поведения.

Таким образом, поддержка ребенка взрослыми в подобных психологически травмоопасных ситуациях должна сводиться к поиску способов улучшения межличностного взаимодействия, развитию навыков быстрого и гибкого реагирования на столкновение с различными жизненными ситуациями.

Помните, что ребенку необходимо сформировать навык быстро включаться в происходящее событие, оценивать его возможную степень опасности. Очень важно научить ребенка работать в группе и находить компромиссные решения с ее членами. При необходимости он должен уметь переключаться, перестраиваться, приспосабливаться к меняющимся условиям реальности. Жизненно важной может стать заранее сформированная вами у ребенка способность самостоятельно искать пути выхода из опасной ситуации или избегать ее возможных трагичных для себя последствий. Таким образом, ваша задача — научить ребенка в любой ситуации уметь максимально себя обезопасить. И это в ваших силах: разговаривайте, предупреждайте, объясняйте, моделируйте, играйте, побеждайте! Терпения, удачи и находчивости вам и вашим детям!

Статья написана по заказу Психомира.