chto-mozhet-byt-stressom-dlya-rebenka1

Как ни странно, почти любое событие в нашей жизни, имеющее как положительную, так и отрицательную психологическую окрашенность, при своей чрезмерной выраженности или интенсивности может стать шоковым испытанием для психики, сильным стрессом. Однако особенно тяжелые последствия психика переживает именно вследствие негативных стрессовых состояний, которые могут иметь тяжелые и продолжительные психотравмирующие последствия, влекущие развитие посттравматического синдрома как у взрослых, так и у детей.

Однако, посттравматический синдром или посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) не является психической болезнью, как и испытываемый личностью стресс, вызвавший его формирование. Правильнее сказать, посттравматический синдром — это тяжелое временное или устойчивое психическое расстройство, обусловленное пережитым стрессом сильной интенсивности.

Конечно, наша психика пластична, и особенно пластична она у детей. Мы можем перенести и сильное психическое напряжение, и значительную психическую нагрузку и вообще множество жизненных испытаний и катаклизмов. Психика постепенно «переваривает» эту нагрузку и адаптируется практически к любым условиям. Мы приспосабливаемся к различным жизненным условиям, привыкаем к новым обстоятельствам, принимаем и «проживаем» происходящие события. Однако, неожиданность, резкость, интенсивность, необычность, опасность, эмоциональная окрашенность событий — это те факторы, которые характеризуют стрессогенность ситуации.

От их наличия или выраженности зависит, будет ли событие восприниматься психикой как стресс или нет. Конечно, существуют обстоятельства, которые константно являются стрессовыми (война, голод, тяжелая болезнь, насилие). Но многие условия могут восприниматься психикой как стресс лишь при наличии описанных стрессогенных факторов. Они могут быть индивидуальны, поэтому для кого-то одно и то же событие будет сильнейшим стрессом или эмоциональным потрясением, а для кого-то очередной трудностью или временным эмоциональным переживанием.

Когда психика испытывает сильный стресс, в мозг поступает чрезмерное количество информации, которую он не способен сразу «переварить». Адаптационные механизмы формируются постепенно, они как бы опаздывают, а психотравмирующее влияние стресса уже происходит, оно не ждет, пока психика выработает защитные реакции, поэтому от изобилия стрессогенной информации происходит сбой в работе отдельных частей центральной нервной системы.

chto-mozhet-byt-stressom-dlya-rebenka2

В этом случае психика пытается найти в глубинах пережитого опыта аналогичные события или ситуации, чтобы сравнить, проанализировать и «переварить» их по проверенному опытом шаблону. Однако такого опыта еще не было, либо он был неудачным, поэтому мозг начинает создавать новый шаблон, новые защитные реакции и адаптационные механизмы. Постоянно поступающая новая психотравмирующая информация не может быть включена в прежнюю модель поведения, не «уживается» с прежним опытом, она как бы постоянно крутится в голове, снова и снова, вызывая поведенческие и эмоциональные нарушения. Так происходит формирование посттравматического синдрома.

Существует точка зрения, что дети переносят и переживают стрессы легче, чем взрослые, но это заблуждение. Не будем забывать, что детская психика еще недостаточно сформирована, чтобы быстро и полноценно вырабатывать адаптационные и защитные механизмы, и к тому же, у детей мало опыта, откуда бы мозг мог черпать успешные модели поведения, использованные при подобных уже пережитых, а значит, знакомых ситуациях.

Поэтому детям гораздо труднее и тяжелее понять и пережить многие события в жизни, а на них порою сваливаются проблемы, которые и взрослым нелегко осознать. Зачастую ребенок не может понять, нормально ли то, что происходит, в чем причина происходящего, каковы возможные последствия. Конечно, дети далеко не всегда осознают, что следует предпринимать в той или иной стрессогенной ситуации. Иногда ребенок не может определить, является ли вообще создавшаяся ситуация стрессогенной, травмирующей, опасной.

Так что для ребенка зачастую может стать тяжелым стрессом любая ситуация наподобие ссоры в детском саду, школе или во дворе. И это нельзя игнорировать. Любые тревожные сигналы о психотравмирующем характере ситуации нужно учитывать, анализировать и прорабатывать.

Однако, как правило, тяжелыми стрессами, влекущими развитие посттравматического синдрома, в любом случае можно считать следующие события, ситуации или условия:

  1. переживание личной катастрофы, вызванной смертью близкого человека;
  2. самоубийство или трагическая гибель друзей или родных;
  3. насилие в семье над ребенком или женщиной;
  4. наблюдения за насилием со стороны;
  5. вовлеченность в военные действия, связанные с риском для жизни, террористические акции;
  6. нахождение или проживание в зонах военных действий или на территориях с высоким риском террористических актов;
  7. катастрофические ситуации, аварии, которые могли привести к летальному исходу;
  8. присутствие в зонах природных и техногенных катастроф;
  9. тяжелое физическое увечье, физическая травма.

Помимо перечисленных основных стрессогенных ситуаций, у детей стресс, влекущий развитие посттравматического синдрома различной степени тяжести, может быть вызван такими действиями и обстоятельствами:

  1. любое медицинское вмешательство;
  2. психологическое насилие над личностью, унижение, оскорбление, пренебрежение;
  3. наблюдение за действиями криминальных группировок;
  4. похищение самого ребенка;
  5. любые несчастные случаи, свидетелем которых стал ребенок;
  6. смерть объекта любви или привязанности;
  7. переезд на новое место жительства;
  8. смена школы или класса;
  9. развод родителей;
  10. затяжной конфликт в семье, в школе, во дворе;
  11. изменение состава семьи;
  12. усыновление самого ребенка и др.;

Исходя из перечня событий и обстоятельств, которые априори являются стрессом или могут иметь стрессогенную нагрузку в зависимости от индивидуальных психических особенностей личности, мы видим, что для развития посттравматического стрессового расстройства особо уязвима детская психика, остро воспринимающая даже те ситуации, к которым у большинства взрослых в процессе приобретения жизненного опыта вырабатываются адаптационные механизмы.

chto-mozhet-byt-stressom-dlya-rebenka3

Таких механизмов, своеобразных защитных барьеров для психики, приобретаемых с опытом, конечно, еще нет у детей, как нет у них и приобретенных алгоритмов действий, защитных моделей поведения, необходимых для применения в разного рода стрессовых обстоятельствах.

Поэтому для ребенка даже неосторожно брошенное оскорбительное слово, особенно неоднократно употребленное по отношению к нему со стороны значимого взрослого, например, первого учителя, может стать сильным стрессом, который в дальнейшем без необходимой коррекции способен повлечь развитие устойчивого посттравматического стрессового расстройства. Подробнее об этом мы поговорим в статье «Как понять, что у ребенка стресс, или симптомы и признаки посттравматического синдрома». Читайте, изучайте, наблюдайте за своим ребенком и будьте особенно внимательны к нему в таких ситуациях!

Статья написана по заказу Психомира.