pomogat-rebenku-vypolnyat-domashnie-zadaniya1

Часто родители сомневаются, стоит ли помогать ребенку-школьнику делать уроки. На этот вопрос можно ответить, только проанализировав индивидуальные факторы развития у ребенка навыков самостоятельности и умения учиться. Как же понять, когда помогать, а когда можно предоставить школьнику возможность самостоятельно справиться с заданиями?

Заставлять юного школьника делать самому уроки до того, как вы убедились, что он достаточно овладел этими навыками, нельзя. Это чревато пробелами в знаниях школьной программы, влекущими в последствии неизбежное снижение успеваемости. Однако и нависать над ребенком, контролируя каждую написанную им букву, совершенно неприемлемо. Поэтому важно найти золотую середину. Сделать этот выбор можно через понимание того, насколько ребенок освоил умение учиться, самостоятельно планировать и контролировать свою деятельность.

Помните, что по мере освоения навыков самостоятельного учения, ваша помощь постепенно должна сводиться к минимуму. Однако, ребенок всегда должен знать, что с трудным заданием он может обратиться к вам за помощью.

В следующих трех ситуациях необходимо обязательно и безоговорочно оказывать ребенку помощь в выполнении уроков:

1. Условия или требования задания непонятны ребенку — в этом случае постарайтесь разъяснить его суть, данные, вопрос, используемые термины более просто. Возможно, придется вспомнить уже пройденный, но подзабытый материал или помочь составить схему задания. Главное — не нужно предлагать ребенку готовые решения, аккуратно направляйте его в правильном русле к самостоятельному поиску ответа, учите его рассуждать и не злитесь на «нелепые» ошибки.

2. Случается, для того, чтобы качественно и правильно справиться с домашним заданием, необходимо осуществить некоторые сложные манипуляции, которые находятся в зоне ответственности родителей (сделать строчку на швейной машинке, распилить деревянный брусок под заготовки для табурета) — в подобных случаях отказ в помощи со стороны родителей, конечно, неуместен и даже чреват.

3. Иногда педагог заранее предупреждает и оговаривает необходимость некоторого объема родительской помощи для успешного и грамотного осуществления заданного на дом трудного или необычного задания — тогда помощь мамы или папы подразумевается изначально и без нее обойтись будет невозможно.

pomogat-rebenku-vypolnyat-domashnie-zadaniya2

В случае, когда вы уже успели привыкнуть делать с ребенком уроки, сначала вам придется нелегко сдерживать себя от проявлений тотального контроля. Внутренне настройтесь на то, что, доверяя вашему школьнику самостоятельно выполнять уроки, вы формируете важнейший «задел» на будущее. Даже если ваш юный школьник получит пару-тройку низких оценок — не пугайтесь. В дальнейшем это поможет ему самостоятельно нести ответственность не только за полученные отметки, но и за жизненные решения, действия, личностный выбор.

Зачастую, родители считают, что их школьник не способен без их непосредственного участия принести отличную отметку. Оценки ниже пятерки их не устраивают. В таких случаях родителям важно, в первую очередь, проанализировать источники своих болезненных и не всегда обоснованных амбиций, обнаружить их психическую основу. Только после этого они смогут осознать причины категорической неприемлемости даже потенциальной возможности получения невысоких отметок своим ребенком.

Как поступить в случае, когда маленький школьник настаивает на помощи родителей при выполнении уроков?

Если задания на самом деле довольно трудные, неплохо было бы на некоторое время взять репетитора, чтобы тот в течение нескольких дополнительных занятий грамотно отработал с ребенком непонятные или трудные моменты.

Если вы понимаете, что маленький ученик банально привык к вашей помощи и не может обходиться без внешнего контроля, то постепенно заставляйте себя дистанцироваться от уроков. Не делайте это резко. Сначала помогайте через раз. Затем от конкретной помощи переходите к наводящим вопросам, подталкивая ребенка к самостоятельному поиску решения или ответа. Спустя время, начинайте сами спрашивать ребенка, какие у него есть мысли по поводу способов решения аналогичных заданий, он должен вслух обдумывать, анализировать, отбрасывать ошибочные варианты и оставлять верные. При явных затруднениях, когда ребенок, после двух — трех неудачных попыток справиться с заданием, приходит в тупик, — помогите ему, обсудив трудности. Однако, с каждым разом все настойчивее нацеливайте его на самостоятельную работу и обязательно поощряйте ее, как минимум, словесно.

pomogat-rebenku-vypolnyat-domashnie-zadaniya3

Бывают ситуации, когда сложности с уроками у школьников начинают приобретать перманентный характер. Далеко не всегда виноваты в таких ситуациях «глупые», «бестолковые» дети. Случается, и педагог элементарно не способен понятно и просто изложить новую тему, разъяснить учебный материал. Тогда встает необходимость обсудить с другими родителями, сталкиваются ли они с теми же проблемами. Возможно, вы не одиноки в возникших трудностях. В этом случае вопрос недостаточного понимания материала придется решать сообща, с другими родителями и, конечно, учителем.

Так каким же образом мамы и папы способны оказать посильную поддержку или помощь маленькому ученику в приготовлении уроков, если в этом действительно есть нужда?

Главной родительской целью в таком случае станет то, что им необходимо постараться разъяснить учебную тему простым понятным языком, удобным для усвоения маленьким школьником.

Для достижения этой цели лучше всего придерживаться следующего плана:

1. Выяснить моменты, непонятные ребенку и не усвоенные им;

2. Просмотреть предыдущие темы в поиске пробела или пропущенной информации, из-за которой ребёнок потерял связующую нить;

3. Найти и проработать этот пробел в знаниях, детально его разобрать, убедиться в его усвоении;

4. Просмотреть вперед все темы, до текущей, уже с чувством понимания. Необходимо убедиться, что у школьника недостающие «пазлы» прорабатываемых тем встали в общую учебную картину предмета.

После подобной проработки обязательно предупредите ребёнка, что, если подобная ситуация с непониманием или неполным усвоением учебного материала повториться, пусть он ,не откладывая, обратится к вам, чтобы не допустить отставания от школьной программы.

Итак, выделим основные наиболее часто встречающиеся ошибочные родительские действия и суждения, мешающие ребенку научиться самому успешно делать уроки:

1. Родители выполняют задания на дом самостоятельно за своего ребенка. Так они пытаются сократить время приготовления уроков и в какой-то степени сберечь свои нервные клетки.

2. Взрослые предлагают свою помощь с уроками ребенку тогда, когда он об этом их не просит и не нуждается в этом. Такая ошибка объясняется довольно распространенным глубоким родительским заблуждением, что они лучше своего ученика напишут отзыв по литературе, выполнят поделку по технологии, сделают рисунок по ИЗО. Источником такого в корне неверного поведения опять-таки является их желание, чтобы ребенку поставили отличную отметку.

3. Некоторые родители не считают нужным помочь маленькому школьнику даже тогда, когда он об этом просит. Постоянное игнорирование подобных просьб способно не только нарушить эмоциональную хрупкость детско-родительских отношений, но и из-за вовремя не отслеженных пробелов и трудностей в учении привести к отставанию от школьной программы и стойкой неуспеваемости.

4. Иногда родители в качестве своеобразного мотивационного стимула к более успешному учению крайне опрометчиво в беседах со своим ребенком сравнивают учебные результаты, отметки, способности его и его одноклассников. Как правило, в подобном сравнении бедный ребенок всегда «проигрывает», поскольку в качестве примера для сравнения называются дети, в какой-то степени более успешные в определенных учебных областях. Конечно, такая родительская ошибка очень снижает детскую самооценку и веру в свои силы.

5.Нередки случаи, когда дома взрослые в присутствии ребенка прямо говорят о возможном недостаточном профессионализме педагога. Они склонны предполагать, что недопонимание ребенка отдельных учебных моментов обусловлено невысоким качеством обучения, хотя, возможно, ученику стоит просто повторить подзабытый пройденный материал или твердо выучить новые правила, формулы и алгоритмы решения задач.

pomogat-rebenku-vypolnyat-domashnie-zadaniya4

Кстати, обязательно проконтролируйте, насколько грамотно, целесообразно и функционально обустроено домашнее учебное пространство маленького школьника. Его рабочее место должно быть комфортным, тихим, хорошо освещенным. Свет должен исходить с левой стороны (если ребенок — правша) и спереди, так, чтобы рабочая поверхность, то есть тетрадь или книга, не загораживалась тенью силуэтов стула, груди, руки или головы. При выполнении домашнего задания изначально приучите ребенка к правилу, что на рабочем столе нет места посторонним вещам, а находится только то, что необходимо для выполняемого конкретного урока.

Нельзя делать все уроки сразу, за один присест. Первокласснику непрерывно сидеть за рабочим столом дома можно не более двадцати минут, к четвертому классу длительность работы без перерыва в домашних условиях не должна превышать сорока минут. Необходимые перерывы могут быть короткими, например, пятиминутными, но физически активными и желательно эмоционально положительно насыщенными. Не заставляйте юного школьника подолгу засиживаться за уроками. Помните, что он уже отсидел сегодня в школе четыре — пять уроков!

Первое время придется говорить маленькому школьнику, что нельзя писать и рисовать на полях тетради, что, приступая к следующему заданию в тетради, надо отсчитать необходимое количество клеточек или строчек. Однако, со временем стоит непременно уменьшать уровень вашего, то есть внешнего контроля. Постепенно нужно приучить ребенка к тому, что вы сидите возле него не на всем протяжении приготовления уроков, а в течение выполнения заданий по самому трудному одному предмету. Вскоре это время сокращается до одного первого задания, затем — до нескольких минут, пока ученик не достанет все необходимое из портфеля и не составит план предстоящей работы. Позднее, стоит просто подходить к вашему ученику во время его приготовления уроков, быть с ним рядом несколько минут и опять отходить. К окончанию начальных классов вашему школьнику необходимо освоить важнейший навык самостоятельного выполнения домашних заданий. При этом, родители контролируют и дополнительно проверяют качество и правильность их выполнения.

Хочется обратить Ваше внимание на следующий важнейший учебный момент. Нельзя упрекать или порицать школьника за самостоятельные исправления ошибок, зачеркивания в письменных работах. Не страшно, что из-за этого работа может выглядеть не очень аккуратной. Самостоятельное выявление и исправление ошибок является начальной и крайне важной стадией формирования самоконтроля. Его развитие, а следовательно, и развитие саморегуляции у школьника, необходимо поддерживать и стимулировать. Поэтому, учителя, ругающие детей за исправления или помарки в тетрадях, делают непоправимую ошибку. Снижая отметки за «грязь» в письменной работе, они тормозят и угнетают развитие важнейшего учебного навыка внутреннего самоконтроля!

Однако, вернемся к родителям юного школьника. Исходя из вышесказанного, им следует помнить, что ученикам начальных классов пока довольно сложно планировать и осуществлять приготовление уроков без организующей помощи взрослых. Возможно, начинающему школьнику потребуется не один год для приобретения умения самому выполнять домашние задания, контролировать и распределять свое время.

Важно иметь ввиду то обстоятельство, что если ребенок изначально делает домашнюю работу сам, как может, без предварительной организующей помощи взрослого, он может подолгу «сидеть» на каждом задании, многократно читать упражнения, условия, правила, не вникая в суть или не понимая смысла. Он часто отвлекается, совершает лишние действия, попусту тратит время.

Ребенку нужно чувствовать физическое или хотя бы моральное (через звонки по телефону) присутствие родителей или других значимых взрослых во время приготовления уроков. В первое время для него является важным ощущение некоего внешнего контроля, поддержки, возможной помощи. Осознание наличия своеобразного «тыла» успокаивает ребенка, снижает его учебную тревожность, снимает эмоциональную напряженность, боязнь ошибиться. В то же время, подобное ощущение поддержки мобилизует маленького ученика и развивает уверенность в успехе.

Если вы не можете находиться недалеко от ребенка во время выполнения домашних заданий, оговорите с ним следующее. Пусть он сам готовит, скажем, чтение или тот предмет, который дается ему легко. Вы, приходя вечером домой, проверите то, что ребенок сделал самостоятельно, и будете находиться недалеко в то время, пока он выполняет письменные, сложные или недостаточно понятные задания. Тогда вы будете доступны для оказания возможной необходимой учебной помощи ребенку, что является для него крайне важным фактором формирования внутренней уверенности в своих силах.

Кстати, иногда родители заставляют маленького ученика писать уроки сначала в черновике, а после его проверки переписывать их в чистовик. Это неверный подход, пагубно влияющий на учебную мотивацию, делающий процесс приготовления уроков монотонным, скучным, однообразным и неинтересным. Ребенок может в черновике поупражняться в правильном написании, скажем, некоторых цифр, букв, знаков, отдельных слов или фраз. Там удобно быстренько перепроверить пример столбиком, составить примерный план отзыва к рассказу, схематично написать условия задачи или набросать варианты ее решения. Однако, не стоит заставлять ребенка писать там все заданные письменные уроки, для того, чтобы после вашей проверки или без нее заново переписывать их в рабочие тетради. Подобная двойная работа быстро наскучит вашему ребенку и будет вызывать скрытое или явное отторжение к учебной деятельности в целом.

samostoyatelno-delat-uroki1

Вместо заключения.

Постепенно приходит долгожданное для родителей время, когда их подрастающий ученик начинает сам справляться с основным объемом уроков. Это говорит об успешном формировании у него навыков саморегуляции и самоконтроля. Наконец-то он научился учиться! Однако, этот период может наступать у разных детей в различные сроки. Как правило, поддержка родителей и их одобрение правильно и аккуратно выполненной домашней работы имеют важное мотивационное и стимулирующее значение примерно до достижения ребенком тринадцатилетнего возраста. Поэтому, не торопите вашего школьника, не ставьте ему в пример «более самостоятельных», на ваш взгляд, одноклассников, никогда не сравнивайте со «способными» сверстниками. Просто чутко прислушивайтесь к личностному темпу развития и взросления своего ребенка, уважайте его и, конечно, максимально ему доверяйте.

Помните, что именно от вас во многом зависит, как скоро ребенок научится сам выполнять домашние задания. Помогите ему стать самостоятельным в учении, тогда и вы в скором времени почувствуете облегчение, значительно уменьшив контроль за приготовлением уроков. Желаем вам чутко и позитивно относиться к маленьким и большим самостоятельным шагам Вашего ребенка и, конечно, быть терпеливыми в своей трудной и радостной родительской роли!

Статья написана по заказу Психомира.