samostoyatelno-delat-uroki1

Буквально в первые школьные дни, родители или другие взрослые члены семьи новоиспеченного школьника начинают понимать, что им практически придется учиться вместе с ним. И тогда становится остро актуальным вопрос, как же научить маленького ученика самому правильно, аккуратно, старательно и расторопно выполнять домашние задания. Эта задача и необходимость делает первый класс особо значимым периодом в жизни школьника и его родителей. Важной, даже приоритетной целью данного этапа является становление и развитие детской самостоятельности. И несмотря на то, что задаваемые учителем на дом уроки имеют пока рекомендательный характер, ребенку нужно обязательно их делать, чтобы постепенно приобретать навыки саморегуляции и самоконтроля. Первые уроки можно выполнять сообща с мамой или папой, но со временем необходимо отходить от их помощи и прибегать к ней лишь изредка. Так когда и как нужно приучать маленького школьника самому готовить домашние задания?

В самом начале учебы первоклассникам не ставят отметки. Упражнения в учебниках и тетрадях, на родительский взгляд, тоже кажутся очень легкими, однако, нельзя забывать, что ребенок пока не умеет, не научился понимать и выполнять их самостоятельно, чисто, старательно и, конечно, правильно. По этой причине первые две — три четверти первого года обучения родители или другие взрослые проводят часы, сидя с юным учеником за учебниками и тетрадями с домашними заданиями. Это, конечно, является мощным стрессом и для самих взрослых. Ведь ежедневно нужно готовить не только уроки, но и выполнять, сочинять, писать, оформлять разнообразные задаваемые на дом проекты, которые довольно многочисленны и разноплановы в начальной школе. Ребенку они, за редким исключением, фактически не под силу, эта работа целиком ложится на взрослых «помощников». Так, пять или шесть дней в неделю взрослые «помогают», а на самом деле учатся вместе с юным школьником.

Если вы зададитесь целью, чтобы ко второму году обучения у вашего ученика сформировалось умение самостоятельно справляться с отдельными несложными учебными заданиями, а к третьему году обучения он стал сам полноценно готовить уроки и сопутствующие дополнительные учебные проекты, то необходимо с первых школьных будней над этим работать.

samostoyatelno-delat-uroki2

Для начала при выполнении домашних заданий обучите ребенка простым психологическим способам, которые помогут ему делать уроки:

1.Вначале необходимо написать план всего, что требуется выполнить. В первые дни ребенку лучше проговаривать вслух пункты плана работы. Если маленький школьник не полностью осознает весь объем учебных заданий, который предстоит сегодня выполнить, его внимание постепенно рассеивается, он начинает тревожиться и очень быстро утомляется.

2.Можно начинать выполнять первое заданию или какое-нибудь другое по желанию ребенка. Стоит объяснить, что лучше всего в начале работы выбирать сложные задания и постепенно переходить к более легким.

3.Вслух прочитать, можно вместе с ребенком, упражнение, задачу или другое задание (позже ваш ученик будет читать задания вслух или про себя уже без вашего участия). Необходимо обязательно удостовериться в том, что ребенок понимает смысл предстоящего задания, ему знаком алгоритм его выполнения, значение употребляемых в нем терминов.

4.Попросить ребенка постараться самостоятельно выполнить самое первое задание. Можете отойти в соседнюю комнату, предупредив ребенка, чтобы он вас позвал, если что-то окажется непонятным или возникнут трудности. Первое время имеет смысл пользоваться черновиком.

5.После выполнения задания, нужно непременно попросить вашего школьника сначала внимательно проверить самому то, что он написал. Как правило, при проверке дети находят и исправляют некоторые допущенные ошибки.

6.Необходимо дать ребенку повторную возможность самому найти и исправить свои ошибки. Пусть он еще раз без спешки старательно проверит выполненное задание, можно это сделать вслух.

7.Если вы видите ошибки, которые ребенок пропустил, не стоит указывать на них сразу, проверьте задание вместе еще раз, внимательно и не торопясь.

8.Нужно отметить в написанном плане работы, что задание выполнено. Это чрезвычайно важное и необходимое действие, поскольку ребенку для лучшей самоорганизации нужно наглядно видеть, а значит, четко осознавать, какая часть учебной работы уже сделана и какой объем заданий еще остался.

9.При необходимости можно сделать небольшую паузу, подвигаться, отдохнуть глазами, посмотреть в окно, а далее переходить к аналогичному по структурной форме выполнения следующему заданию.

samostoyatelno-delat-uroki3

Со временем необходимо предоставлять ребенку все больше и больше свободы на каждой из этих ступеней, делегировать ему часть своих контролирующих и организационных функций. Постепенно вышеописанные универсальные шаги превратятся в целостную систему самостоятельного выполнения и контроля любых учебных заданий.

Для дальнейшего успешного формирования у маленького школьника навыка самостоятельно делать уроки придерживайтесь следующих правил, которые являются константными и будут актуальны на протяжении всего времени обучения в школе вплоть до самых старших классов:

1. Определите и разграничьте зоны ответственности.
Ученик должен четко осознавать, что учеба и отметки — это область его персональной, личной ответственности. Родителям уже нет необходимости делать уроки, ведь они-то завершили свое обучение в школе. В получении знаний должен быть заинтересован непосредственно сам школьник, поэтому учеба считается его работой, за которую он отвечает. Взрослые выполняют свою работу, а он трудится в школе. Это его основная и очень важная обязанность.

2. Установите приблизительный временной регламент для приготовления уроков.
Другими словами, ученику необходим четкий и понятный дневной распорядок. С ним детский организм быстрее и легче адаптируется к учебному процессу. Уже в течение первой четверти маленький ученик привыкнет, что, например, после прихода их школы, пообедав и отдохнув около часа, он всегда затем приступает к урокам. Время начала выполнения домашних заданий приблизительно одинаковое изо дня в день.

3. Грамотно и удобно обустройте рабочее место юного школьника.
Зачастую маме более комфортно, когда ребенок пишет в прописях или решает задачи, находясь на кухне, где она одновременно занимается приготовлением пищи и контролем учебной деятельности своего ученика. Однако, этот вариант неприемлем. С самого начала важно определить границы рабочего места школьника, положение учебного стола или парты, направленность и достаточность освещения, мебель или стеллажи для размещения и хранения учебников, тетрадей, школьных принадлежностей.

4. В течение первого полугодия ученик должен научиться сам читать задание и вникать в него.
Довольно часто родители оставляют за собой эту миссию на протяжении всей начальной школы, а иногда и позже. Во втором полугодии первого класса такая практика уже начинает серьезно вредить учебному процессу и развитию детской самостоятельности. И во втором классе, когда начинаются самостоятельные работы, ученик излишне долго задерживается на том, чтобы понять суть и требования к заданию. Не забывайте, что объяснять смысл, алгоритм, вопрос задачи или упражнения нужно только в редких, сложных случаях.

5. Нельзя наказывать, ругать, оскорблять ученика за низкие отметки.
Невысокие, плохие отметки являются частью детского опыта. Ребенок учится «переваривать» его, включать в свое сознание, делать из него выводы на будущее, строить новые более успешные модели учебного поведения. Однако за хорошие оценки хвалить юного школьника нужно всегда. Такая похвала, особенно в присутствии близки родственников или значимых взрослых, является важным мощным стимулом к учебе. Ребенку чрезвычайно важно чувствовать, что вы им гордитесь, радуетесь его успехам, интересуетесь его учебными достижениями и результатами, его учебный труд очень для вас ценен и значим.

6. Научитесь доверять своему ребенку.
Несомненно, нужно отслеживать, контролировать и проверять правильность и качество выполнения школьных уроков, однако, чем чаще и больше ученик их сделает самостоятельно, тем серьезнее, старательнее и ответственнее будет их выполнять в будущем.

7. Учите распределять учебное время.
Ребенок должен наглядно видеть или представлять весь объем предстоящей работы, сколько сделано, сколько осталось. При этом необходимо научить школьника на каждое задание или предмет отводить определенное время и стараться его придерживаться, вводя определенные коррективы по мере надобности. Подобное планирование способствует формированию навыков саморегуляции, организованности, умению правильно распределять свое время. Сегодня это принято называть тайм-менеджментом.

Со временем, с каждой новой неделей школьнику нужно давать все больше свободы действий и самоконтроля. Так постепенно исчезнет необходимость контролировать выполнение всех домашних заданий, станет возможно проверять их выборочно, например, только самые сложные. А у ребенка к всеобщей радости наконец-то сформируется навык самостоятельного учения. Однако, в любом случае маленький ученик должен быть уверен в вашей поддержке при необходимости, ему важно твердо осознавать, что на вашу помощь он может рассчитывать всегда.

Отметим, что умение заранее планировать свою предстоящую деятельность, самостоятельно ее выполнять и контролировать, проверять и оценивать, исправлять ошибки и недочеты, является фундаментальным для достижения успеха в любой профессии, а сензитивный период для становления, формирования и развития данного умения приходится на учебу в начальной школе.

Не стоит думать, что школа как образовательное учреждение должна сама сформировать эти крайне полезные умения, навыки и привычки. Взрослым, особенно родителям рано или поздно все равно будет необходимо приобщиться к этому процессу и оказать посильную помощь и поддержку своим ученикам. Будьте рядом с маленьким школьником, поддерживайте его, учите справляться с трудностями, помогайте при необходимости. Но помните, постепенно ваша помощь должна свестись к минимуму, однако ребенок все равно периодически будет обращаться к вам за советами. Это нормально и не требует коррекции. Удачи вам и вашим школьникам!

Статья написана по заказу Психомира.