moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu1

Школьные проблемы, пожалуй, встречаются в каждой семье. Одной из  наиболее серьезных и распространенных проблем считается отсутствие у детей базового стремления и желания учиться, посещать школу, готовить уроки. Невыполненные домашние задания и тотальный родительский контроль, завышенные учебные требования и чрезмерно высокая общая школьная нагрузка, недостаточная работоспособность и слабо развитый самоконтроль ученика, высокая детская утомляемость и отсутствие познавательного интереса, низкие отметки и авторитаризм педагогов, как правило, постепенно приводят к нервным срывам как у самого ребенка, так и у его отчаявшихся родителей.

Причинами этих проблем зачастую становятся самые разнообразные, подчас неожиданные факторы, нередко довольно трудно поддающиеся обнаружению. В каждой семье, как правило, пытаются справиться с описанными учебными трудностями самостоятельно, не прибегая к внешней помощи, пытаясь «вслепую» найти базовый деструктивный фактор, являющийся основой учебного неблагополучия. Некоторые родители поступают еще проще, они воздействуют на сами симптомы этого неблагополучия через наказания, угрозы и запугивания школьника, надеясь таким образом устранить негативные учебные результаты. В этом самом неблагоприятном случае деструктивный фундаментальный фактор уходит глубже в психику ребенка, где устойчиво фиксируется, развивается и способен негативно влиять на поведение и эмоциональное состояние ребенка уже через его подсознание. Тогда управлять учебной деятельностью школьника как родителям, так и учителям, будет крайне проблематично.

Как же выяснить, что мешает ребенку прилежно и старательно учиться в школе, выполнять учебные задания с удовольствием и с радостью бежать на уроки?

moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu22

Установлено, что существует большое количество и разнообразие причин и факторов, мешающих познавательной учебной активности полноценно формироваться, развиваться и проявляться в процессе учения в школе. Рассмотрим основные из них.

1. Ребенку тяжело учиться из-за сложности самого процесса организации учебной деятельности. Подобная причина особенно актуальна, если ребенка довольно рано отдают в школу, или сама школа имеет сложную, опережающую либо профильную учебную программу и статус гимназии или лицея, то есть образовательного учреждения с повышенным уровнем сложности или с углубленным изучением отдельных дисциплин. Зачастую  психоэмоциональное  и интеллектуальное развитие ученика не в состоянии в силу раннего возраста или специфики его способностей успевать за учебными нагрузками в школе, в результате чего постепенно формируется стойкое эмоциональное неприятие и отторжение учебного процесса и его атрибутов.

2. Банальная несамостоятельность ребенка. Если взрослые в семье целый день находятся на работе, то научить ребенка старательно и прилежно делать уроки, а также проверить правильность выученных и написанных домашних учебных заданий попросту некому. В подобных случаях, ребенок, приходя со школы домой, занимается, чем хочет, максимально тянет время, делает все, что угодно, кроме уроков. Их он оставляет «на потом», и иногда это «потом» никогда не наступает. Ученик с несформированным чувством ответственности просто забывает про них.

3. Негативная семейная обстановка. Частые ссоры между членами семьи, конфликты с ребенком, выяснение отношение между супругами в  его присутствии, наличие негативных воспитательных моделей, основанных как на гиперопеке, так и на гипоопеке, вызывают у ребенка непонимание на эмоциональном уровне необходимости посещения школы, формируют устойчивое детское мнение о бессмысленности учения, низкой значимости его результатов для дальнейшей жизни.

4. Детские комплексы. Подобные нарушения детской самооценки формируются в раннем или дошкольном возрасте и способны сопровождать личность долгие годы или в течение всей жизни. Нивелировать или устранять подобные нарушения необходимо с помощью грамотного использования психологических методов. Для этого родителям придется запастись терпением и получить определенные психологические навыки. Как правило, устранение комплексов занимает довольно продолжительное время, требует чуткого доброжелательного отношения к ребенку и доверительного эмоционально открытого взаимодействия с ним.

moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu5

5. Негативные отношения с одноклассниками. Этот фактор неблагополучия легко заметить, если ученик приходит домой из школы подавленным, расстроенным, раздраженным, постоянно в плохом настроении, скудно, отстраненно и нехотя рассказывает о школьных событиях, нередко плачет без видимых причин, замкнут, погружен в себя, не говорит об одноклассниках и агрессивно реагирует на вопросы о ком-либо из класса.

6. Плохая компания. Основная сложность этого фактора заключается в необходимости заметить и зафиксировать самое начало процесса внедрения ребенка в негативно направленную группу ровесников. Приобщение к дурной среде чревато бессознательным копированием вредных привычек, асоциальных поступков, сквернословием, «примериванием» на себя чужого видения картины мира, чужого мнения, принятием групповых ценностей и деятельностных приоритетов, чуждых нормам, принятым в семье ребенка. На раннем этапе вхождения в подобную группу, изолирование школьника от нее, как правило, проходит нормально и безболезненно, без детских протестов и истерик, несмотря на опасения родителей.

7. Дидактогенные расстройства. Это нарушения психоэмоционального состояния школьника, вызванные непосредственно самим процессом учения или реакцией на него. Подобные расстройства могут проявляться у учеников в форме сильных головных болей, болей в сердце или животе, покалываний различной локализации, частых позывов в туалет и гипервентиляции, плаксивости и удрученности, эмоциональной перевозбужденности, высокой тревожности и сильного волнения. При подобных нарушениях ученик не способен воспроизвести заданный и тщательно выученный материал, он напрочь его забывает, словно и не готовил его.

8. Негативный характер взаимодействия с учителем. Из-за неправильного или непродуманного подхода к ребенку со стороны учителя (мелкие насмешки, игнорирование вопросов ученика, неуважительное отношение в присутствии одноклассников, оскорбления) у ребенка может возникнуть стойкое отторжение учителя и через него устойчивое отвержение школы.

moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu4

Когда взрослые обнаруживают фактор или причину, из-за которых школьник не хотел или не мог нормально учиться, можно считать, что коррекционная задача уже наполовину выполнена. Последующие поступки, реакции, эмоциональное отношение к процессу учебной деятельности со стороны школьника в основном будут обусловлены адекватностью выбранной учителем модели общения и преподавания, а также грамотностью, конструктивностью и комфортностью воспитательной модели, выстраиваемой родителями. Оскорбления, унижения, нотации, упреки, насмешки, угрозы, запугивания и наказания вплоть до физических не только не устранять трудности в учебной мотивации, но даже усугубят их. Главное направление деятельности взрослых в этом контексте — научиться доверительно общаться с ребенком, не отвергать его, терпеливо помогать преодолевать различные сложности и не требовать многого, пока ситуация не стабилизируется. О дальнейших шагах по устранению школьной дезадаптации и повышению учебной мотивации читайте в следующей нашей статье «Мой ребенок не хочет учиться. Что делать?»

А вы сталкивались с этой проблемой? Любили ли вы сами ходить в школу? Что вас привлекало в школьных стенах, а что отталкивало? Есть ли у ваших детей подобные трудности и какие меры вы предпринимаете? Пожалуйста, поделитесь с нами Вашим опытом, это будет очень важно, полезно и ценно для нас.

 

Статья написана по заказу Психомира.