moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu2

Часто родители жалуются: «Ребенок не хочет учиться!». На самом деле, многое зависит от возраста ребенка, но полное безразличие к учебе даже у подростков встречается крайне редко. Скорее всего, отсутствие познавательного интереса у вашего школьника связано с его непониманием, что учение может быть очень увлекательным занятием. Не верите? Считаете это невозможным? На самом деле, это вполне реальная задача, которая по силам любому адекватному и внимательному родителю.

О причинах и факторах, способных снизить учебную мотивацию у ребенка и сделать нежелание учиться стойким и продолжительным, мы говорили в нашей предыдущей статье «Мой ребенок не хочет учиться. Почему?». Теперь поговорим о способах предотвращения данной ситуации и о том, как взрослым себя вести, если подобное негативное отношение учению у школьника уже успело сформироваться.

Если вы прислушиваетесь к потребностям ребенка, даете ему возможность проявить себя в новых пристрастиях, не мешаете ему в его в увлечениях, наверняка какое-то любимое занятие к школьному возрасту у него уже появится. Лепка, плетение, рисование, танцы, чтение, химические опыты – неважно. Главное здесь, чтобы дело по-настоящему нравилось и притягивало к себе. Если ребенок уже довольно «взрослый», на пути поиска любимого дела ему может помочь психолог, центр по профессиональной ориентации или даже простые профориентационные тесты.

Увлечение ребенка станет для него стержнем, образцом старания, аккуратности, внимательности и даже трудолюбия. А как быть с остальными предметами, например, с математикой, если сфера интересов вашего ребенка – пение и рисование? Тогда обязательно объясните ребенку, что уроки и домашние задания –  это его работа, а школьный аттестат поможет в будущем связать жизнь с любимым делом, поступив в  соответствующее учебное заведение уже после школы. Бывает, что какой-то предмет дается уж очень тяжело. Тогда пусть он будет просто как зарядка для ума, упражнение для развития мозга, или в крайнем случае как работа ради оценки. Однако не стоит делать целью учебы лозунг «Учиться на одни пятерки!». Это бессмысленно, вредно и даже опасно для психического здоровья ребенка.

moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu22

Однако отдельные предметы, которые ребенок особенно не любит, вы можете сделать более привлекательными самостоятельно. Для истории это может быть совместный с родителями просмотр исторического фильма или покупка яркой энциклопедии. Опыты в домашней обстановке по физике, химии и биологии могут изменить в лучшую сторону представление школьника об этих предметах. А если говорить про русский язык и литературу, то здесь решающую роль сыграет пример читающих родителей. В любом случае, ребенок, любящий книги, интеллектуально развивается быстрее своих сверстников, любит познавать все новое и учеба даже в не очень любимой школе меньше его пугает, раздражает и травмирует.

И все же сегодня большая часть мам школьников чувствуют себя так, будто учатся не их дети, а они сами. Приходится постоянно напоминать, объяснять, показывать, как говорится, стоять «над душой», делать вместе или хотя бы проверять. Что скрывать, во многих семьях крики и скандалы на школьную тему – обычное дело. Однако родителям важно понять, что результат таких конфликтов однозначен: ребенок начинает воспринимать учебу как тяжкую повинность, непосильную ношу или незаслуженное наказание.

В любом случае следует минимизировать количество споров об учебе, это облегчит и вашу жизнь и, конечно, жизнь вашего ребенка.

moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu23

Для этого старайтесь следовать несложным, но крайне важным психологическим советам по повышению учебной мотивации:

1.Обязательно проявляйте интерес к любым делам ребенка, поощряйте каждый его успех, причем необязательно выраженный в хорошей оценке. Например, для некоторых детей самым настоящим подвигом будет выступление перед всем классом – и родителям непременно нужно вместе с ребенком порадоваться этой маленькой победе.

2.Никогда не делайте уроки за ребенка и не помогайте в выполнении всех заданий. Ваш тотальный контроль как будто говорит школьнику, что вы считаете его несамостоятельным, ему нужна помощь, иначе у него ничего не получится. Пусть ребенок учится осознавать ответственность за свои действия.

3.Всегда  предоставляйте ребенку право выбора при выполнении уроков: «С какого предмета ты начнешь, с математики или английского?». Расскажите, что лучше начинать работу с более сложного предмета.

4. Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми, которые учатся лучше и все успевают. У ребенка не возникнет ничего, кроме злобы и зависти к этим отличникам. А школа будет восприниматься им как место соревнования с этими дарованиями, где он просто опустит руки, понимая, что ему не победить.

5.Старайтесь не перегружать ученика. Помните, в перерывах и паузах между домашними уроками ребенку нужны отдых и восстановление сил для предотвращения нервного перенапряжения. У школьника обязательно должно хватать времени на развлечения, досуг, помощь по дому, прогулки на воздухе. Через смену деятельности детская психика будет успевать восстанавливаться. И ребенок гораздо позитивнее, с большим старанием отнесется к домашним урокам и выполнит их грамотнее, активнее и быстрее.

6.Наладьте искренние дружеские отношения с ребенком. Родители иногда забывают о том, что они для детей первые незаменимые друзья. Для того, чтобы ребенок делился с вами своими школьными радостями и переживаниями, успехами и неудачами, необходимо, чтобы он доверял вам, чувствовал в вас близкого интересующегося друга и наставника одновременно, спрашивал вашего мнения и совета. Но такое доверие должно быть взаимным. Со своей стороны тоже делитесь с ребенком своими мыслями, впечатлениями, событиями. Это сделает детскую картину мира более понятной, четкой и структурированной, исправит или дополнит ее систему ценностей. Старайтесь не пропускать родительские собрания, периодически общайтесь с учителями ребенка, его классным руководителем, желательно знать в лицо и как зовут школьных преподавателей вашего ученика. Обязательно интересуйтесь друзьями и недругами школьника, следите за ситуацией развития отношения с ними, вмешивайтесь, если она рискует стать критической.

7. Иногда стоит придать учебе игровую форму. При стойком нежелании учиться, создайте значимые для ребенка поощрения за старательность, приложенные усилия, проявленное терпение и, тем более, за хорошие отметки. Этот способ эффективно помогает ребенку начать пытаться усваивать учебные предметы, втянуться в учебу, осознать, что старание приносит свои результаты.

8. Школьнику важно понимать, для чего он учится. Добиваться от ученика высочайших успехов в школе нет необходимости. Обязательно расскажите, зачем изучать ту или иную школьную дисциплину и каким образом она может быть полезной ему в дальнейшем. К примеру, дети любят слушать про школьные, пусть не всегда большие достижения их родителей, которые в дальнейшем привели их к успеху или очень пригодились в жизни.

9. Обязательно объясните школьнику, как реагировать на неудачи и трудности и преодолевать их. Нельзя ругать или оскорблять ученика за низкие оценки. Действуйте в противовес, расспросите и успокойте школьника, снимите его эмоциональную напряженность, излишнюю тревожность и волнение. Выразите уверенность, что скоро у него все станет получаться лучше и лучше, а неприятности и неудачи необходимы в жизни любого человека, потому что они показывают, над чем нужно еще поработать, закаляют характер, делают нас сильнее и умнее.

moj-rebenok-ne-hochet-uchitsya-pochemu24

И главное, помните, что вы должны верить своему ребенку! Ведь он совершенно не хочет обидеть вас, когда говорит, что не хочет учиться. Часто это просьба о помощи от мамы и папы. Вы знаете, что учиться в современной школе действительно тяжело, и порой родителям приходится проявлять незаурядную стойкость и смекалку, чтобы пройти вместе с ребенком этот многолетний и многотрудный путь.

В следующей нашей статье под названием «Ребенок часто болеет. Как не отстать от школы?» мы расскажем, как сохранить учебную мотивацию и навыки учебной деятельности, как можно правильно заниматься дома во время вынужденного пропуска школьных занятий из-за болезни, чтобы предотвратить частое в таких случаях возникновение школьной дезадаптации.

Поделитесь с нами, а что вы делали, чтобы развить или сохранить у ребенка мотивацию к учебе? Были ли эти попытки успешными? Может, вы сами в детстве испытывали стойкое нежелание учиться? Удалось ли вам его преодолеть? Кто вам помогал или мешал в этом? Пожалуйста, расскажите нам о своем опыте, это очень   ценно и важно.

Статья написана по заказу Психомира.