priuchit-rebenka-sobirat-portfel1

Оказывается, многие родители не задумываются о том, что в самом начале школьного обучения чрезвычайно необходимо донести до сознания ребенка важность его умения самостоятельно собирать в школу портфель, как одной из главных его учебных функций, которую он может выполнять даже лучше и быстрее самих взрослых. С самых первых приготовлений стоит преобразовать этот несколько монотонный процесс в активную интересную игру на внимательность. В таком случае начинающий школьник станет сам с азартом и вниманием старательно собирать учебные принадлежности в портфель, согласовывая свои действия с расписанием предметов на следующий день.

Однако, вам стоит набраться терпения и сдержанности. Ведь вам намного легче все быстренько собрать за ребенка, к тому же у вас это, несомненно, получится лучше и быстрее. Но подобным поведением вы покажете ученику, что родители могут заменить его во многих учебных обязанностях. В скором будущем это осложнит формирование самостоятельности и саморегуляции у маленького школьника. Поэтому не совершайте такой ошибки.

Не стоит упрекать, иронизировать и ругать ребенка, если поначалу он выбирает и готовит школьные принадлежности излишне медленно, путаясь и ошибаясь. Не подгоняйте и не торопите его. Вместо упреков аккуратно укажите на его ошибку, подскажите направление или последовательность действий, разъяснив их целесообразность. Постепенно ученик закрепит навык грамотно готовить свой портфель, не затрачивая на это много времени и не забывая положить все необходимое.

Изначально формируйте у вашего школьника привычку готовить портфель с вечера (в случае первой смены), а не второпях утром перед уроками. Иначе велика вероятность что-то забыть, пропустить, перепутать, не туда положить или потерять. Кроме того, скажите ребенку, что если все приготовить заранее, вечером, то утром можно будет поспать подольше.

Когда вы заметите первые успехи в самостоятельном собирании школьником своего портфеля, нужно непременно его похвалить, можно дать игрушечную медаль, приз, награду, сладкое поощрение.

Говоря об организационных моментах этого процесса, не лишним будет поместить в рабочей зоне ученика красочно оформленное расписание уроков, чтобы ребенок мог самостоятельно ориентироваться, принадлежности по каким предметам ему будут необходимы на завтра. Старайтесь контролировать собирание портфеля и проверять, все ли ребенок положил и выложил ли ненужное. Уже через пару — тройку недель маленький школьник приспособится сам собирать все нужное в портфель.

priuchit-rebenka-sobirat-portfel2

Как правило, успешность формирования у ребенка навыка хорошо, правильно и расторопно собирать портфель зависит от его уровня самоконтроля. Тем не менее, прежде, чем развивать это умение у своего школьника, сами покажите ему, как нужно быстро и, вместе с тем, внимательно это делать. Скорее всего, окажется, что вам это удается тоже не так уж легко, не правда ли?

В любом случае приучать ребенка готовить свой ранец или портфель нужно с помощью «трех шагов»:

1. Шаг первый предполагает выполнение отрабатываемого навыка совместно со взрослым и под его беспрерывным наблюдением. Здесь пока ученик готовит портфель с вашей помощью и при вашем непосредственном участии. Обязательный контроль извне учит школьника внимательно и старательно относиться к этому процессу. Если ребенок понял суть и основные моменты, которые необходимо помнить и учитывать при собирании портфеля, то можно переходить к следующему шагу.

2. Шаг второй подразумевает осуществление действия частично самостоятельно с применением некоего предмета или игрушки, которые «несут» выполняемые ранее вами внешние контролирующие функции. Теперь ребенок готовит портфель тогда, когда вы не рядом. Вместо вас возле школьника ваш заменитель-контроллер. Вам стоит предупредить ученика о том, что теперь за ним будет «следить», скажем, говорящая кукла, мишка, трансформер, солдатик, робот. Как ни странным это может показаться на первый взгляд, для маленьких учеников подобный способ всегда очень действенен. Игрушка-контроллер чрезвычайно эффективно способствует переходу контроля из внешнего формата, со стороны родителей или других значимых взрослых, во внутренний самоконтроль.

3. Шаг третий реализуется при практически самостоятельном выполнении тренируемого действия. Начинающий школьник готовит портфель без какого-либо внешнего участия родителей, взрослых, предметов-заменителей. Теперь ребенок руководствуется исключительно сформированным внутренним самоконтролем.

priuchit-rebenka-sobirat-portfel3

Теперь обобщим из вышесказанного ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА, помогающие научить юного ученика самому правильно и быстро готовить к школе портфель:

1. Умение ориентироваться в собственном портфеле.
Для того, чтобы научить маленького школьника быстро находить в своем портфеле нужные вещи и убирать их обратно в нужное отделение портфеля, а не просто класть куда попало, ученику нужно самому готовить его к урокам и разбирать после уроков. Тогда ребенок не будет тратить во время занятий много времени для поиска в портфеле необходимого предмета, а значит, ему не придется надолго отвлекаться от урока и терять нить изучаемой учебной темы.

2. Не носить лишние принадлежности.
Родителям необходимо контролировать, не таскает ли их школьник в портфеле ненужные вещи, которые он забыл выложить накануне или которыми он вообще не пользуется в школе. Помните, что ребенок в первом классе не должен носить более трех килограммов во избежание проблем с осанкой. Первые недели или месяцы взрослым стоит следить за весом и содержимым портфеля. Постепенно ученик сможет контролировать и регулировать это сам, без внешней помощи.

3. Постоянная сортировка.
После каждого школьного дня в ученическом портфеле собирается немало бесполезных мелочей, обрывков бумаги, затерявшихся ненужных колпачков, грифелей, камушков, фантиков, съестных кусочков, крошек и других «драгоценностей». Приучите вашего ученика каждый раз после прихода из школы домой убирать из портфеля весь мусор и не хранить его дома, а сразу выкидывать. После выполнения уроков заново собирать портфель, складывая в него только нужные на следующий учебный день принадлежности.

4. Еда и гигиена.
Если ребенку нужно взять с собой в школу еду, поместите ее в пищевой контейнер с удобной хорошо прилегающей крышкой и пластиковый пакет. Обязательно снабдите ребенка маленьким рулончиком пластиковых пакетов на случай, если он принесет из школы подаренный, выданный или просто не съеденный им йогурт, фрукт, сок, печенье, конфету, сушку. Эти продукты часто разливаются, крошатся и пачкают не только сам портфель, но и все его содержимое. Поэтому предупредите ребенка, чтобы все «складируемые» в портфель припасы он сначала помещал в пакеты. Также ему необходимо иметь при себе для туалета маленькую упаковку влажных салфеток и миниатюрный набор бумажных носовых платочков или обычных бумажных салфеток. Не лишним будет приобрести для ребенка специальные гигиенические накладки на унитаз, пару штук которых в портфеле лучше иметь всегда. Они легки и недороги, просты в эксплуатации, если вы заранее покажете ученику, как их использовать, это очень облегчит и обезопасит его походы в школьный туалет.

5. Любимые игрушки.
Нередко маленькие ученики приходят в школу с любимой машинкой, куклой, мишкой или зайцем. Присутствие любимых игрушек в тревожной малопонятной новой школьной обстановке успокаивает их. Нельзя запрещать, ругать или наказывать за это. Подобная детская потребность скоро отпадет и самоустранится. А начинающего школьника следует предупредить о том, что игрушки можно вынимать только в перерыве между уроками. Во время занятий они должны ждать его в портфеле.

6. Ограничить количество ценных вещей.
Постарайтесь минимизировать количество дорогих ценных предметов, с которыми вы отправляете ребенка в школу. Не стоит давать новый или дорогой телефон из-за большой вероятности его потери. Кстати, предупредите школьника о необходимости его выключать на время урока или ставить на беззвучный режим. К ношению драгоценных украшений или дорогих часов тоже стоит отнестись максимально критично, учитывая, что при переодевании на уроках физкультуры дети могут их забыть, потерять, оставить или порвать. Не стоит создавать себе и ребенку лишние трудности.

priuchit-rebenka-sobirat-portfel4

Вместо заключения:

Кроме вышесказанного, оцените свежим взглядом, насколько удобно и правильно обустроена домашняя рабочая зона ребенка и его учебное место. Если в этой зоне царит порядок, все лежит на своих местах и у каждой вещи есть своя постоянная «прописка», школьнику не составит труда отыскивать необходимые предметы и собирать их в портфель. С большой долей вероятности можно утверждать, что у ученика, привыкшему к порядку в своей комнате, в учебной зоне и на своем рабочем столе, в портфеле тоже будет порядок и чистота, учебники и тетради будут лежать в отведенных им отделениях, поэтому ориентироваться в нем ребенок сможет легко и быстро. А это и есть именно то, к чему мы стремились.

Хочется верить, что приведенные нами рекомендации, способы и правила окажутся Вам полезны в приучении ребенка к грамотному и быстрому собиранию портфеля. Пусть Ваш начинающий школьник носит в нем только аккуратные тетрадки и хорошие отметки! Терпения Вам, мудрости и понимания!

Статья написана по заказу Психомира.