vozrastnye-normy-poyavleniya-strahov1
Вы никогда не задумывались, что возникновение детских страхов может быть нормой развития психики у ребенка? Конечно, страхи вызывают массу вопросов у взрослых, множество опасений, они зачастую могут досаждать нам и нашим детям своей навязчивостью или нелепостью. Стоит ли «терпеть» детские страхи или лучше поскорее от них избавиться? Не травмируют ли они психику ребенка? И вообще, как понять, вредны они или все таки в какой-то степени полезны?

О природе детских страхов, причинах и механизмах их развития мы подробно говорили в приведенной выше статье «Детские страхи: причины, факторы и возможные последствия их развития». Выяснилось, что эти далеко не приятные эмоции нельзя назвать огульно пагубными или вредными. Они имеют ряд важных для развивающейся психики ребенка функций, например, защитную, ориентировочную, регуляторную. Страх предупреждает о потенциальной опасности, регулирует поведение и взаимодействие с социумом, обеспечивает сохранность организма в критических ситуациях.

Полноценное развитие детской психики невозможно без возникновения и постепенного «переваривания» эмоций страха. Более того, у детей есть потребность в его переживании, как необходимой стадии взросления. Дети зачастую сами стремятся вызвать у себя эту эмоцию, им хочется посмотреть, почитать или послушать что-то страшное. Это снимает негативную эмоциональную напряженность агрессивной направленности («мортидо»). К тому же, происходит улучшение и стабилизация психоэмоционального состояния ребенка, поэтому пользу страха отрицать бессмысленно.

vozrastnye-normy-poyavleniya-strahov2
Однако, страх страху рознь. Как говорится, не все страхи «одинаково полезны». Помимо страхов, являющихся нормальными и даже полезными для психического развития детей, есть ряд таких видов страхов, которые пагубно влияют на детскую психику, дестабилизируя ее. Этот вопрос мы детально проанализировали в предыдущей статье «Основные виды страхов у детей». Некоторые страхи закрепляются в психике ребенка и начинают действовать как психотравма, приводя к негативным последствиям. Там же мы рассказали о самых тяжелых видах страхов, которые влекут временные или хронические нервные психические расстройства.

Как же отличить «полезный» страх от «вредного»? Можно ли каким-то образом оценить «нормальность» возникшего у ребенка страха? Оказывается, можно. Внимательный родитель способен сам понять, стоит ли бить тревогу и обращаться за внешней помощью. Дело в том, что обычно появление определенного вида страха происходит в конкретный возрастной период. То есть существует достаточно хорошо изученная закономерность возникновения и длительности протекания детских страхов.

Как правило, у грудных детей до года страхи проявляются в психомоторном возбуждении при резких или сильных звуках, кроме того они могут возникать при частом или длительном отсутствии матери возле ребенка, а также зависят от ее позитивной или негативной эмоциональной настроенности. До трех лет для детей нормально бояться разного рода наказаний, одиночества, боли (например, при посещении врача), а также темноты. К четырем годам появляются фантазийные, придуманные страхи, когда ребенок, к примеру, начинает бояться монстра, который, якобы, поселился у него под кроватью. А к семи годам возникает более серьезный, философский, связанный с осмыслением существующего миропорядка, страх смерти, как своей, так и своих родных или близких. Ребенок осознает смертность человека и начинает по-новому воспринимать обычные события или ситуации. Он уже оценивает их с точки зрения возможной опасности, поэтому зачастую панически страшится сильного шума при строительстве или мотогонках, ударов грома или резкого света от разрядов молнии.

Важно помнить, что детские страхи могут иметь негативное психотравматичное влияние, приводить к временным или длительным психическим расстройствам, становиться фундаментом для формирования устойчивого невроза. Об этой стороне возможного патологического характера возникшего страха, его эмоциональной невротизации, угрозе возникновения устойчивых детских фобий мы подробно написали в статье «Невротические детские страхи: как отличить их от нормы?».

Поэтому подчеркнем, что взрослые, а особенно родители, должны наблюдать за появлением и развитием того или иного детского страха, анализировать и оценивать его влияние на эмоциональное состояние ребенка. Таблица, приведенная ниже, покажет, для какого возраста характерно возникновение конкретного вида страха, то есть какие «возрастные» страхи считаются нормальными. Это поможет вам увидеть разницу между патологическими «несвоевременными» и обычными «здоровыми» детскими страхами.

4detskie-strahi

Из таблицы можно понять, что страх в принципе нормален для правильного полноценного развития психики ребенка. В случае патологизации или крайней несвоевременности его проявлений ребенок нуждается в грамотной психологической поддержке и помощи со стороны взрослых, пока не произошло глубинной фиксации страха в детской психике, что может повлечь пагубные невротические последствия. О несложных, но крайне важных и необходимых мерах предотвращения подобного негативного развития ситуации мы написали в статье «Способы устранения возрастных и невротических детских страхов».

vozrastnye-normy-poyavleniya-strahov3
Если ребенок тревожен, запуган или испытывает страх довольно длительное время, в его психике начинают происходить негативные изменения. С такими «закрытыми» детьми, которые начинают во всем видеть опасность, накручивают себя, избегают кажущихся им потенциально травмоопасными социальных контактов и обстоятельств, уходят в себя, тем самым еще больше усиливая свою тревожность, надо взаимодействовать особенно осторожно. О том, как это правильно осуществить, мы рассказали в статье «Устранение страхов у тревожного ребенка или зачем нужны страхи?».

Таким образом, становится понятно, что в каждом возрасте имеется свой «набор» страхов. Такие страхи называют обычно «возрастными». Они абсолютно нормальны, даже полезны, не требуют никакого внешнего вмешательства для своего устранения и, как правило, при переходе ребенка на следующий возрастной этап, исчезают сами собой, уступая место новым нормальным «возрастным» страхам. Такой «круговорот» детских страхов в психике обычно соответствует скачкам в процессе психомоторного развития ребенка. Страхи играют важную адаптационную роль и несут позитивный смысл для психического опыта ребенка, как нормальное эмоциональное переживание, но только в том случае, если после выполнения своей задачи они исчезают. Продолжение этой темы читайте в статье «Невротические детские страхи: как отличить их от нормы?», где мы расскажем, как понять, не выходят ли страхи ребенка за границы нормы и что делать, если это все таки произошло.

Статья написана по заказу Психомира.