vidi-nevrozov1

Что такое детский невроз и откуда он появляется? Может ли он остаться на всю жизнь или со временем его негативное влияние сойдет на нет? Какой возраст наиболее уязвим для подобных расстройств? И самое главное — как уберечь своего ребенка от подобной психологической опасности? Разберемся в этом по порядку.

Оказывается, детские неврозы могут появляться на разных этапах взросления, главное, чтобы имелся стойкий негативный фон как фундамент формирования патологических психоэмоциональных изменений. Так как любой невроз имеет психогенную природу, другими словами он напрямую связан со спецификой высшей нервной деятельности, то стойкий невроз, как правило, способен сформироваться уже к младшему школьному возрасту, чуть раньше или чуть позже. До этого возраста нельзя определенно говорить о наличии детского невроза, поскольку маленькие дети не в состоянии правильно, конкретно и полно рассказать о своих эмоциональных переживаниях.

Вспомним, что под детским неврозом понимается специфическая реакция ребенка на психотравмирующие объекты или ситуации, действие которых может быть как внезапным и кратковременным, так и довольно продолжительным. Зачастую особенности невротических последствий зависят от типа нервной системы, уровня эмоциональной саморегуляции, темперамента и возраста ребенка, а также от специфики самой психотравмы, ее интенсивности, продолжительности и т. п.

Факторы, способные стать причинами возникновения кратковременных невротических реакций и позже формирования продолжительного невротического состояния, могут быть различны. Особо травмоопасными с психологической точки зрения являются следующие:

  • Любые новшества в условиях и обстоятельствах жизни, смена места жительства, переезд в другой город, район, квартиру.
  • Начало посещения любого детского дошкольного или школьного коллектива образовательной, спортивной или досуговой направленности.
  • Переход в другой класс, другую школу, смена секции, смена учителей или тренеров, значительные изменения или полная смена школьной программы, введение новых учебных или организационных правил.
  • Изменения в составе семьи, уход или появление ее новых членов.

Как мы говорили выше, в психологии обычно выделяется три основных вида неврозов: истерия или истерический невроз, неврастения и невроз навязчивых состояний или движений.

Картина особенностей проявления у них неодинакова:

При истерии характерна острая борьба, противостояние между внешними условиями и личностными потребностями, стремлениями, которые не соответствуют имеющимся обстоятельствам, а превышают или опережают их.

При неврастении типична обратная картина: ребенок предъявляет самому себе чрезмерно высокие требования при явно недостаточных личностных возможностях и несоответствии внешних условий этим высоким, возможно необходимым, запросам.

При неврозе навязчивых состояний или навязчивых движений характерен внутренний конфликт, обусловленный конфронтацией собственных личностных установок и правилами внешнего мира.

Определить вид невроза по его характерным признакам и отличительным особенностям для чутких и внимательных родителей или других взрослых труда не составит. При наличии длительного психологического контакта, доверительных отношений с ребенком начальные слабые или кратковременные невротические проявления пропустить невозможно в силу их яркости и своеобразности, например это могут быть необычные негативные поступки ребенка или отрицательные эмоциональные проявления.

Рассмотрим основные виды неврозов более подробно:

Очень часто истерический невроз характерен для ребенка, который является единственным в семье или для старшего ребенка при большой разнице с младшим. Из-за неправильного отношения к нему со стороны родителей и других членов семьи, у него формируется неправильная эгоистическая самоидентификация, предполагающая безоговорочное и немедленное выполнение самых разных его требований и желаний без учета потребностей и возможностей окружающих.

При изменении привычных обстоятельств или при вхождении в новое социальное окружение (к примеру, коллектив класса, появление младшего ребенка в семье) он начинает осознавать, что внешние условия и окружающие люди не подстраиваются под его требования. Это шокирует такого ребенка, поскольку его привычная картина мира рушится, он начинается всячески сопротивляться и бунтовать.

Ребенок стремиться всеми способами привлечь к себе внимание, в том числе демонстрируя истерические припадки, которые происходят всегда в присутствии взрослых. Ведь ребенок понимает, что истерика в одиночестве бессмысленна, нет объекта манипуляции. А при «зрителях» он максимально бурно показывает свое несогласие с существующими условиями, он кричит, рыдает, порывается драться или реально бьет «мешающее» окружение. Даже в дошкольном возрасте при таких припадках уже могут случаться неожиданные безосновательные приступы удушья, которые очень похожи на приступы астмы. А в школьном возрасте истерический невроз может иметь форму какого-либо соматического заболевания. К примеру, ребенок начинает часто жаловаться на постоянные ноющие желудочные или сердечные боли, которые не снимаются лекарствами. Позже, в подростковом возрасте у детей, особенно имеющих некоторые актерские способности, нередки случаи наступления внезапного паралича рук и ног, а также истерической абсолютной слепоты.

vidi-nevrozov2

При неврастении, в отличие от истерии, наоборот, у ребенка наблюдается сильная слабость и заметное интенсивное ухудшение психоэмоционального состояния, вплоть до депрессии. Эти изменения характерны для любого возрастного периода развития.

К примеру, ребенок, долго и успешно занимавшийся спортом, неожиданно и резко теряет интерес к физическим упражнениям, пропускает занятия и тренировки, его аппетит ухудшается, пропадает познавательный интерес и активность, беднеют или исчезают эмоции, появляется апатия, ему ничего не хочется.

Особенно четко подобные негативные изменения прослеживаются в ситуации школьного обучения. Ученик постоянно высказывает жалобы на ощущение слабости, отсутствие сил, боли различной локализации. Он не может сконцентрироваться на уроках, а объем домашних заданий становится для него невыполнимым. Успеваемость в школе существенно снижается, причем это касается даже тех предметов, которые раньше были особо любимыми и совершенно беспроблемными.

Школьник начинает постоянно жаловаться на боли соматического характера (болит сердце, голова), и надо понимать, что он не врет, не придумывает, он действительно страдает от описываемых болевых ощущений, хотя зачастую они не имеют физиологической причины.

Особо характерны для неврастении разного рода нарушения сна. Как правило, сон поверхностный, неглубокий, часто прерывистый, сопровождающийся тревожными или кошмарными сновидениями, также имеют место проблемы при засыпании (мнимая невозможность уснуть), раннее или несвоевременное просыпание и неспособность повторного засыпания.

При неврозе навязчивых состояний или движений происходит формирование и психическая фиксация разнообразных страхов, не имеющих реалистичной основы своего возникновения, или разного рода движений, вплоть до самых замысловатых и даже болезненных.

К примеру, дети часто испытывают чрезмерно эмоционально выраженные состояния, связанные со страхом темноты, собак, воды, стихии. Эти эмоциональные переживания можно назвать неврозом страха, поскольку ребенок всеми силами сопротивляется не только столкновению, встрече с объектом страха, но и пытается предотвратить саму ситуацию, которая может привести к подобному контакту.

vidi-nevrozov3

Для подростков часто характерны сложные страхи, опосредованно связанные с накопленным психическим опытом. Это может быть страх заболеть определенной болезнью, боязнь острых предметов разного назначения, страх замкнутого или открытого пространства.

В качестве навязчивых движений могут выступать покручивания пальцами, причмокивания, покашливания, шмыганье носом, необоснованные почесывания носа или затылка, непериодичные подергивания головой или плечами, потирание рук или непреодолимая тяга к их постоянному мытью, частые вычурные мимические движения, «кручение» волос или даже их выдергивание.

Важно отметить, что при наличии тех или иных навязчивостей, ребенок, особенно в подростковом возрасте вполне критично к ним относится, он прекрасно осознает их нежелательность, пагубность и деструктивную направленность. Вместе с тем, он признает неспособность или невозможность самостоятельного избавления от них.

Обычно в особую группу относят тики как локальные или иногда общие периодические подергивания мышц, которые ребенок при всем своем желании и значительных усилиях не способен произвольно остановить или прекратить. Для дошкольного возраста особо характерен мигательный тик, к школьному периоду тики часто способны охватывать все лицевые мышцы, к подростничеству невротические подергивания могут уже затрагивать почти все группы мышц тела.

Кроме того, большому числу родителей хорошо знакомы такие печально известные тяжелые формы невроза, как детский энурез и заикание, которым мы посвятим отдельную статью.

Следует учесть, что для каждого вида невроза подбирается индивидуальная схема его устранения. Более конкретно об этом мы расскажем в следующей статье. Но всегда стоит помнить, что основным лекарством является благоприятный климат в семье без ссор и конфликтов. Смех, радость, ощущение счастья сотрут имеющиеся стереотипы. Нельзя родителям пускать процесс на самотек: авось само пройдет. Неврозы надо лечить любовью и смехом. Чем чаще будет смеяться ребенок, тем успешнее и быстрее будет лечение.

Приходилось ли вам когда-нибудь наблюдать проявления неврозов? Наверняка, приходилось! Как это было? Было ли это в вашей семье и смогли ли вы чем-то помочь, что-то посоветовать? Пожалуйста, расскажите нам об этом.

Статья написана по заказу Психомира.