osnovnye-vidy-strahov-u-detej1

Почему дети так часто чего-нибудь боятся? Как можно бояться совершенно безвредных, на наш взрослый взгляд, вещей или событий? Может ребенок просто труслив или у него не все в порядке с психическим здоровьем? Часто взрослых, особенно родителей, одолевают подобные вопросы, связанные с возникновением или проявлениями детских страхов. Да, разобраться в детских страхах бывает нелегко. Но это необходимо и крайне важно, ведь на кону здоровье и будущая социальная активность вашего ребенка.

Разбираться в этой серьезной и очень интересной теме мы начали со статьи «Детские страхи: причины, факторы и возможные последствия их развития». Там мы определили, почему возникают детские страхи, каковы их механизмы развития, всегда ли они вредны и могут ли иметь психотравмирующие последствия.

Выяснено, что детский страх никак нельзя назвать определенно пагубной эмоцией, так как он несет чрезвычайно важные ориентировочную, защитную и регулирующую функции, помогающие ребенку адекватно выстраивать свое поведение и взаимодействие с окружающим миром, исходя из условий ситуации, ее потенциальной опасности, вероятности получения психологической или физической травмы. Детский страх регулирует инстинктивное поведение ребенка, помогая ему оценивать обстоятельства, избегать опасностей и обеспечивать выживание даже в критических условиях.

Более того, страх является необходимым условием для нормального развития и дальнейшего функционирования детской психики. Это связано с тем, что психике необходимы не только положительные, но и отрицательные эмоции, при которых происходит высвобождение разрушительной или агрессивной психической энергии — «мортидо» (Э.Берн). Поэтому дети зачастую сами стремятся вызвать у себя «будоражащую», «щекочущую нервы» эмоцию страха, что еще раз доказывает наличие у них такой потребности в переживании подобных ощущений. Это может проявляться в чтении «страшных» историй на ночь, просмотре «ужастиков» по телевизору, пересказе друг другу всякого рода «страшилок», компьютерных играх с «монстрами» и т.п.

Однако зачастую происходит так, что обилие страхов и интенсивность их проявлений мешают ребенку нормально развиваться, общаться с ровесниками и взрослыми, посещать общественные места и даже учиться. В таком негативном контексте рассмотрения страхов наибольшее значение для понимания того, что норма перерастает в проблему, имеют пять характеристик: предмет страха, причины его возникновения, его выраженность, продолжительность и наличие специфических особенностей.

osnovnye-vidy-strahov-u-detej2

На основе этих характеристик выделяют три основных вида страхов:

1. Навязчивые страхи. Как правило, ребенок может испытывать их в совершенно конкретной, определенной обстановке, а также он опасается столкновения с ситуациями, которые способны привести к этой обстановке, явившейся местом переживания сильного страха. Это довольно распространенный страх высоты, а также страх замкнутого или, наоборот, открытого пространства.

2. Бредовые страхи. Этот вид является самым тяжелым, поскольку в таких случаях практически нереально найти и вычленить причину их возникновения. Они часто алогичны, лишены всякого здравого смысла, кажутся взрослым нелепыми или даже смешными. К примеру, ребенок испытывает необъяснимый ужас при виде какой-либо игрушки или панически боится одевать определенную одежду. Причем сами дети иногда дают спутанные объяснения причин своего подобного поведения, но обычно они не поддаются никакой критике и не принимаются взрослыми всерьез. Наличие у ребенка такого вида страхов может свидетельствовать о разного рода психических расстройствах, вплоть до самых тяжелых. Однако при выявлении логичной причины возникновения этого страха, психологическая картина этого симптомокомплекса теряет свою трагичность. Например, неожиданно выясняется, что ребенок боится одевать определенную шапку, потому что она слишком затягивает ему горло, что затрудняет его дыхание и он не может из-за этого играть, бегать, нормально разговаривать.

3. Сверхценные страхи. Эта группа является самой часто встречающейся. Сверхценные страхи завязаны на интенсивном развитии детской фантазии и вызваны определенными очень специфическими фантазийными «идеями фикс», рожденными формирующейся психикой ребенка. Девять из десяти страхов, требующих психологической коррекции, принадлежат именно к этому виду. Зачастую происходит «зацикливание» ребенка на этом страхе, его прорастание в другие эмоциональные впечатления и переживания, что затрудняет его вычленение из детского мира фантазий и образов. Изначально этот страх имеет реальную подоплеку, фундамент своего возникновения и развития. Но без должного внимания со стороны взрослых он разрастается, теряет свою причинную основу, становясь для детской психики таким глобально значимым, что ребенок полностью им поглощается, все больше и больше вовлекаясь в придуманный, но пугающий своей кажущейся реальностью мир данного страха.

Этой группе детских сверхценных страхов принадлежат страх огня, воды, боли, шума, нападения, страх потеряться, а также страх темноты, где детская фантазия видит страшных непонятных бесформенных существ, злых коварных ведьм, монстроподобных таинственных призраков, уродливых персонажей из сказок, мультиков и фильмов.

К примеру, страх огня теоретически может называться как навязчивым, так и сверхценным. Однако, если известно, что ребенок пережил пожар и только после этого события стал бояться огня, тогда это навязчивый страх. Если никакой травмоопасной ситуации, связанной с огнем, в прошлом ребенка найти не удается — тогда этот страх можно назвать сверхценным.

osnovnye-vidy-strahov-u-detej3
В данном контексте важно отличать патологический страх, который требует психологической проработки и нивелирования, от возрастного, то есть такого, который является нормальным для конкретного возрастного периода детского психического развития. Ведь возрастные страхи необходимы и сами по себе являются временными, о чем мы подробно написали в статье «Возрастные нормы появления страхов у детей. Таблица видов детских страхов».

Патологический страх критериально отличается от нормального возрастного: он становится препятствием к общению, взаимодействию с социумом, влечет социальную дезадаптацию и даже аутизм, приводит к соматическим заболеваниям и неврозам. Об этом мы детально рассказали в статье «Невротические детские страхи: как отличить их от нормы?».

Внимательные родители должны чутко анализировать эмоциональные проявления своего ребенка и при необходимости оказывать ему посильную психологическую поддержку, чтобы нормальные возрастные страхи не зафиксировались и не перешли в патологическую форму невроза. О том, как это грамотно осуществить любому родителю, рассказано в статье «Способы устранения возрастных и невротических детских страхов».

Нивелирование и устранение страхов у ребенка может осложняться его высокой общей личностной или ситуативной тревожностью. В этом случае от родителей и любых других взрослых требуется особая осторожность при общении с ребенком, чтобы не произошло еще большего психологического травмирования и его углубления в сферу проблемного страха. Об особенностях взаимодействия с такими детьми мы говорили в статье «Устранение страхов у тревожного ребенка или зачем нужны страхи?».

Таким образом, любые детские страхи являются индивидуальной проекцией в детской психике определенной потенциально опасной с точки зрения ребенка ситуации, которая может причинить вред или нанести травму, как психологическую, так и физическую. Страх своеобразно защищает ребенка, предупреждает его о потенциальных опасностях и специфически ориентирует в окружающем мире, зачастую смешивая реальные события с вымышленными фантазийными ситуациями. Как найти эту незримую грань, как отличить норму от патологии, как помочь ребенку пережить и «перерасти» свой страх — об этом читайте в нашей следующей статье «Возрастные нормы появления страхов у детей. Таблица видов детских страхов».

Статья написана по заказу Психомира.