3nevroticheskie-reaccii

В наше время у детей довольно часто наблюдаются проблемы невротического свойства. Опасны ли они для будущего здоровья психики ребенка? В чем их причина? Могут ли они повлиять на формирование у такого ребенка в будущем стойкого нервного расстройства в виде невроза? Как это в целом скажется на развитии личности ребенка в дальнейшем?

Подкованные родители знают, что основная причина детских нервных расстройств — это определенная психическая травма, то есть эмоциональная проекция в психике различных отрицательно воспринимаемых ситуаций, которые имеют деструктивное и дестабилизирующее влияние на сознание ребенка.

При игнорировании негативного действия психотравмы на личность ребенка первоначальные невротические реакции, которые могут длиться от нескольких минут до нескольких суток, переходят в более серьезную стадию невротического состояния, продолжающегося уже несколько месяцев, и только затем начинает формироваться невроз, сначала временный, а потом и хронический, длящийся годами.

И если внимательный родитель сумеет заметить только пока лишь первые признаки неблагополучия в виде невротических реакций, в этом случае есть возможность предотвратить их закрепление и переход в устойчивую стадию невроза.

Перечислим некоторые виды основных невротических реакций:

Нервные тики у детей являются очень часто встречающимися невротическими реакциями, которые могут проявляться периодическими непроизвольными движениями навязчивого характера в виде частых морганий одним или обоими глазами, потирания ладоней или кончика носа, расчесывания локальных участков тела, подергивания головы, плечей, щек, губ или век, причмокивания, покашливания и т. п. Подобные навязчивости возникают или учащаются в своем проявлении при переживании эмоционального неблагополучия, усилении тревоги, волнения, ожидании наказания. Как правило, в комфортных эмоциональных условиях и при позитивном, радостном и спокойном настроении, тики заметно уменьшаются, проявляются реже или вовсе на время исчезают. Никогда не заставляйте ребенка остановить нервный тик — навязчивости неподвластны произвольному контролю, и ребенок, при всем своем желании, не в силах их прекратить. А подобные невыполнимые требования повысят волнение ребенка и, как следствие, усилят проявления самих тиков.

Невротическое заикание начинает проявляться с дошкольного возраста, в котором происходит наиболее интенсивное развитие речи, навыков общения и самого речевого аппарата. В этом плане стоит отметить, что родителе заикающихся детей зачастую ошибочно связывают эту проблему с недоразвитием или патологией непосредственно речевого аппарата, хотя на самом деле она напрямую сопряжена с невротическими причинами. К счастью, невротическое заикание в большинстве случаев исчезает самостоятельно в процессе взросления, но тем не менее, значительная часть заикающихся детей не может справиться с подобными нарушениями без логопеда или дефектолога длительное время.

Нарушения сна при нервных расстройствах особенно характерны и заметны: дети испытывают трудности с засыпанием, их мучают тревожные тяжелые сновидения, сон часто прерывистый, неглубокий, нередко они несколько раз просыпаются по ночам, в ряде случаев повторное засыпание также затруднено, они не высыпаются и поэтому на следующий день чувствует усталость с самого утра.

Невротический энурез определяется как непроизвольное (без участия сознания) ночное мочеиспускание во время сна в ночное время суток у детей после пяти лет (до этого периода энурез не рассматривается как нервное расстройство). Непроизвольное мочеиспускание зачастую является следствием угроз, наказания, запугивания, перевозбуждения, стресса или нервной перегрузки. Как правило, для детей с невротическим энурезом характерно нестабильное часто меняющееся настроение, обидчивость, раздражительность и плаксивость.

Расстройства пищевого поведения у детей особенно актуальны стали в последнее время. Эта невротическая реакция проявляется в форме полного или частичного отказа от пищи или отдельных блюд, крайней избирательности в выборе пищи, постоянного отсутствия аппетита даже после длительных или многократных пропусков приема пищи или, наоборот, в форме переедания, постоянного чувства голода, непреодолимого желания «перекусить», употребления в пищу малосъедобных веществ и предметов. Трудности работы по коррекции пищевого поведения связаны с тем, что только еще формирующиеся в детском возрасте пищевые привычки и пристрастия не статичны и крайне изменчивы. В силу этого бывает довольно сложно квалифицировать внезапные изменения в пищевом поведении, поскольку они могут быть обусловлены как неврологическими причинами, так и интенсивным резким развитием и формированием пищевых привычек в рамках нормы. Изменения можно оценивать только в контексте наличия или отсутствия невротических проявлений в общем поведении ребенка, а не только в пищевом.

Помните, что в плане перехода первоначальной невротической реакции в стадию устойчивого невроза, главное и основное влияние несет характер психологической внутрисемейной атмосферы и выбранная родителями или другими значимыми взрослыми приоритетная воспитательная модель. Важен тот факт, что закрепление и развитие невротической реакции и, как следствие, искаженное деструктивное невротическое формирование детской личности может происходить только при неправильных психотравмирующих родительских мерах воспитательного воздействия, при общей негативности воспитательной модели.

nevroticheskie-reaccii22

Особо деструктивны и опасны в рассматриваемом контексте следующие воспитательные модели:

  • Эмоциональное неприятие ребенка родителями — неосознанное отстранение, отгораживание от мира ребенка с его трудностями, потребностями и желаниями, иногда разочарование полом (при ожидании ребенка другого пола) .
  • Модель гиперопеки — отсутствие стремления со стороны родителей или других значимых взрослых развивать в ребенке самостоятельность в бытовом самообслуживании, в действиях и решениях, в учебной деятельности, во коммуникативном взаимодействии с окружающим социумом, в самозащите, длительная инфантилизация ребенка и чрезмерный контроль его поведения и самочувствия.
  • Авторитарная модель — абсолютное подчинение ребенка воле родителей, неоправданно высокие требования, часто ребенок используется как инструмент достижения определенных родительских целей, удовлетворения их амбиций. Ребенку не позволено принимать решения, его мнение не учитывается, родители сами решают, чем, как и сколько ему заниматься, куда ходить, с кем общаться. Их требования не обсуждаются и должны выполняться беспрекословно.
  • Модель вседозволенности — абсолютное отсутствие родительского контроля за ребенком, их помощи и заботы, расплывчатость и непостоянство ценностных ориентиров, несоблюдение правил поведения в социуме, иногда норм приличия. Часто данная модель сопряжена с преступной родительской халатностью.

2nevroticheskie-reaccii

Нередко нужно принимать во внимание не одну характеристику конкретной воспитательной модели, а несколько деструктивных факторов из разных моделей или их комбинаций. Именно сочетание негативных комбинаторных факторов может создать наиболее полную и правильную картину источника детского эмоционального неблагополучия, которое и вызывает развитие и фиксацию невротических реакций.

Важно понимать, что детские невротические реакции и даже детский невроз не имеют почвы для закрепления и дальнейшего психотравмирующего развития у ребенка, живущего в семье с психологически благоприятным комфортным климатом, с доверительным внутрисемейным взаимодействием и эмоционально открытым общением. Любые сильные испуги, периодически возникающие страхи, внешние неприятности и стрессы в подобной обстановке конструктивно «перевариваются» и бесследно проходят, оставляя в психике ребенка опыт правильного реагирования на всевозможные жизненные ситуации.

Однако, при других условиях воспитания невротические реакции, уже имеющиеся, но своевременно не обнаруженные в дошкольном возрасте,
усиливаются и постепенно переходят в более серьезную стадию невротического состояния в периоде младшей школы и подростничества, а в дальнейшем перерастают в устойчивые хронические неврозы и иногда в необратимые психические заболевания.

Именно по этим причинам главным направлением коррекции и нивелирования невротических реакций у детей является оптимизация поведения родителей и значимых взрослых членов семьи, улучшение и нормализация воспитательных моделей и отдельных факторов воспитания, создание комфортной эмоционально безопасной атмосферы внутри семьи и доверительного формата общения между ее членами. Помните, что ребенок в любом возрасте должен быть окружен любовью, вниманием и заботой, а стресс и давление стоит максимально исключить.

Поделитесь, пожалуйста, с нами своими знаниями, случаями из жизни, личным опытом, связанным с невротическими реакциями. Приходилось ли вам предпринимать какие-нибудь меры по их устранению, насколько успешно это было? Ваш опыт для нас очень важен и ценен.

Статья написана по заказу Психомира.