nevroticheskie-detskie-strahi1

Возможно, вы удивитесь, узнав, что в психологии отсутствие каких бы то ни было страхов как у взрослого, так и у ребенка считается патологией, То есть это ненормально. В нормально развивающейся детской психике или в адекватно сформированной психике взрослого человека всегда найдется место какому-нибудь временному или возрастному страху, который не имеет психотравмирующего влияния. И в этом нет ничего плохого. Наоборот, именно отсутствие страхов может свидетельствовать о низкой чувствительности у ребенка, о наличии задержки в его психическом развитии или о серьезном временном или хроническом психическом заболевании.

Дело в том, что страхи нам необходимы, они инстинктивны и нормальны, если, конечно, не имеют длительной травмирующей психической фиксации. Они крайне важны для полноценного развития детской психики, так как выполняют защитную, ориентировочную, регуляторную функции. Страхи охраняют взрослых и детей от опасностей, травм и угроз, обеспечивая человеческому организму выживание и адаптацию в неизвестных, сложных или критических обстоятельствах. Поэтому нельзя отрицать пользу этого вида эмоциональных переживаний.

В статье «Детские страхи: причины, факторы и возможные последствия их развития» мы рассмотрели причины и факторы возникновения страха у ребенка, а также психологические механизмы его развития или фиксации. Мы выяснили, что страхи необходимы для полноценного развития детской психики, а удовлетворяя потребность в их переживании, дети сами у себя вызывают эти эмоции через чтение, просмотр или пересказ «страшилок», тем самым освобождая свою психику от вредоносной энергии агрессии и разрушения.

Мы обнаружили, что существует большое число видов страхов и несколько их групп, причем наряду с полезными или нормальными страхами есть и крайне негативные психотравмирующие виды, соседствующие с нервными расстройствами или даже психическими заболеваниями. Об этом подробно вы прочитаете в нашей статье «Основные виды страхов у детей».

Важно понять, что каждый конкретный вид детского страха в норме возникает в конкретном строго определенном возрастном периоде. При правильном протекании без психической фиксации или патологизации такие «возрастные»
страхи постепенно исчезают без какого бы то ни было вмешательства извне. Именно такие виды страхов являются позитивными, их возникновение, как правило, соответствует скачку в психомоторном развитии ребенка, они играют неоценимую роль в адаптационных процессах детской психики, снабжая ее крайне важным опытом «переживания» далеко не всегда приятных эмоций.
Их своевременное исчезновение также говорит о нормальном протекании психоэмоционального развития ребенка. Мы описали эти возрастные рамки в статье «Возрастные нормы появления страхов у детей. Таблица видов детских страхов».

Отметим, что чрезвычайно важно уметь оценивать и знать, когда может появиться у ребенка тот или иной страх, не паниковать при его возникновении, но наблюдать и отмечать любые «выходы» страха за границы нормы, возникновение у ребенка фобий, негативные или несвоевременные изменения в эмоциональном состоянии ребенка. Для этого обратимся к таблице.

4detskie-strahi

Подчеркнем, что несвоевременные, патологизированные, психотравмирующие детские страхи могут стать и, как правило, становятся фундаментом детских нервных расстройств, неврозов, которые могут иметь негативное воздействие на дальнейшее развитие ребенка.

Таким образом, существуют не только возрастные, являющиеся нормой, но и невротические страхи, несущие патогенную нагрузку.

Невротические страхи несложно вычленить из общей картины детских страхов, так как они имеют ряд специфических отличительных характеристик:

nevroticheskie-detskie-strahi2
1. Довольно прочная существенная, хорошо прослеживающаяся связь с родительскими страхами, особенно материнскими.

2. Избегание встречи с объектом страха или ситуацией, его вызвавшей.

3. Высокая эмоциональная напряженность и сильно выраженная интенсивность переживания.

4. Болезненная фиксация и заостренность.

5. Большая продолжительность протекания симптомов или их постоянное наличие.

6. Избегание новых или неизвестных обстоятельств, ситуаций, людей.

7. Негативное, пагубное влияние на развитие и изменение характера ребенка.

8. Четкая связь с другими сопутствующими нервными расстройствами.

9. Отсутствие пластичности переживания, трудность его изменения или устранения.

Таким образом, невротический страх нельзя назвать отдельным видом, так как обычно это специфически измененный, негативно и болезненно зафиксированный в психике, тяжело или длительно переживаемый ребенком страх, который ранее не выходил за границы нормального эмоционального переживания.

Как правило, невротизация страха происходит вследствие слишком длительного по продолжительности или чрезмерно сильного по интенсивности нервного напряжения, сопутствующего эмоциональному переживанию. Кроме того, причиной подобного негативного развития могут стать шоковые психические потрясения, кажущаяся неразрешимость и безвыходность ситуации, связанной с переживанием страха, а также общая болезненность и неуравновешенность нервных процессов у ребенка.

Более того, хорошо известная специалистам невротическая триада страхов — страх темноты, страх одиночества и страх животных — имеет при детских неврозах гораздо более тяжелую, напряженную и интенсивную окрашенность психоэмоционального переживания. Эти страхи у детей-невротиков выражены намного острее, сильнее и ярче, имеют крайне негативную направленность, особо пагубно влияют на психическое состояние ребенка.

Обычно при неврозе у детей можно обнаружить очень большое количество страхов, что объясняется отсутствием у них нормальной психологической защиты и неуверенностью в своих силах. Это, конечно, не может не создавать препятствий для полноценного взаимодействия в социуме, нормального общения с ровесниками и взрослыми.

nevroticheskie-detskie-strahi3
Интересно отметить, что страх смерти практически не имеет характерных отличий у детей-невротиков и их здоровых ровесников. Однако более сильную выраженность при неврозах имеют страх огня, нападения, кошмаров. Кроме того, у девочек с неврозом очень интенсивен страх болезни, а у мальчиков с подобными невротическими проблемами особенно ярок страх стихии.

Итак, говоря о детском неврозе, важно помнить, что он может являться наследственным заболеванием и передаваться от родителей детям из поколения в поколение, поскольку особенности и тип нервной системы являются наследуемыми факторами. А именно они, в первую очередь, отвечают за формирование и развитие невроза. Такие дети изначально более подвержены разного рода психическим расстройствам, они плаксивы, истеричны и, конечно, значительно более эмоционально и чувствительно воспринимают окружающую действительность. Любая незнакомая, непонятная, сложная и особенно критическая ситуация способна повергнуть их в панику. Их чрезвычайно легко вывести из эмоционального равновесия, шокировать, испугать, заставить бояться. Ведь страхи им присущи, дети-невротики словно собирают, коллекционируют страхи, вследствие того, что имеющийся у них невроз, расшатывая только еще формирующуюся детскую психику, создает благоприятную питательную среду для «разведения» страхов самых разных видов.

Можно заключить, что особенно часто различные патологические страхи имеют тревожные, чувствительные, ранимые дети, у которых есть специфические эмоциональные барьеры в общении с родителями. Их самопредставление, восприятие себя носит искаженный характер, обусловленный эмоциональным непринятием их в семье, конфликтными отношениями с ее членами. Отсутствие безусловного принятия их со стороны семьи усиливает и без того высокую их личностную и ситуативную тревожность. Это обостряется еще и тем, что эти дети не чувствуют в родителях эмоциональную опору, не видят в них источника любви и безопасности. Поэтому в сложных ситуациях тревожные дети, как с неврозом, так и без него теряются, впадают в ступор, уходят в себя или, наоборот, испытывают сильное психоэмоциональное возбуждение. Эти проявления только осложняют возникшие сложные ситуации, не позволяя тревожному ребенку самому адекватно их разрешить. Мы написали о подобных ситуациях в статье «Устранение страхов у тревожного ребенка или зачем нужны страхи?».

Для успешного нивелирования или устранения невротических страхов важно научиться чувствовать настроение ребенка, интенсивность его эмоциональной напряженности. Необходимо вовремя грамотно и осторожно оказывать посильную психологическую поддержку ребенку, иногда в виде аккуратного позитивного утешения, а иногда в виде вашей уверенности, что ему удастся справиться с некоторыми проблемами самому. О том, как это возможно осуществить, вы прочтете в следующей статье «Способы устранения возрастных и невротических детских страхов». Терпения, сил и уверенности вам и вашему ребенку!

Статья написана по заказу Психомира.