nervnye-rasstrojstva1

Нервные расстройства могут по-разному проявляться у ребенка. У современных детей они встречаются довольно часто. Как показывает практика, большинство школьников в определенные моменты испытывает эмоциональную нестабильность. Иногда это преходящее явление, но часто симптомы указывают на наличие нервного расстройства, требующего помощи психолога. Как родителям предотвратить закономерный переход временного эмоционального неблагополучия в стабильный хронический невроз?

Важно помнить, что нервное расстройство является закономерным последствием определенной психологической травмы, которая могла появиться после перенесенного ребенком сильного испуга, страха или затянувшейся тяжелой, эмоционально болезненной для ребенка ситуации. Родителям важно сразу правильно реагировать на отклонения в поведении ребенка, поскольку любые легкие нервные расстройства могут со временем принять форму устойчивых неврологических нарушений.

Основная особенность таких нарушений заключается в том, что чем младше ребенок, тем в большей степени подавленное или болезненное эмоциональное состояние негативно и пагубно влияет на работу внутренних органов — пищеварительного тракта, дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Развиваются предпосылки и предвестники соматических заболеваний, начинают проявляться их дебюты.

Помимо основной причины — психотравмы, полученной либо в раннем детстве, либо в дошкольном или школьном возрасте – важное значение имеет фактор наследственности, тип нервной системы, темперамент ребенка, характер внутрисемейного взаимодействия, степень комфортности семейного климата, интенсивность и частота возможных психоэмоциональных перегрузок.

Нервные расстройства можно разделить на три степени:

1. Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);
2. Невротическое состояние (длится несколько месяцев);
3. Невротическое развитие личности или невроз (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Важно понимать, что невротические расстройства способны проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканием, энурезом. Однако при временном или хроническом неврозе обычно присутствуют три постоянных характерных симптома: сниженное настроение, нарушение сна и расстройство аппетита.

Временные невротические реакции способны перерасти в устойчивый невроз только при условии наличия довольно продолжительного функционирования психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Поэтому, чем большее количество подобных или похожих предпосылок накапливается в детской психике, тем выше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (испугала собака, отругала учительница, оскорбил сосед по парте) может спровоцировать появление невроза у ребенка.

nervnye-rasstrojstva2

В этом контексте не стоит забывать, что в детской психологии выявлены конкретные возрастные периоды психического развития, которые отличаются особо высокой чувствительностью, восприимчивостью, ранимостью, уязвимостью нервной системы. Этими особенностями характеризуется возраст двух-трех лет, иначе названный кризисом трех лет, когда у детей просыпается непреодолимая потребность в «борьбе» со своими родителями или значимыми взрослыми. Подобная необоснованная болезненная воинственность проявляется и в возрасте пяти-семи лет, в котором дети необычайно остро реагируют на неосторожные высказывания окружающих, несправедливое по их мнению отношение к себе, необходимость участия в малопривлекательных для них событиях, выполнение определенных учебных, домашних, трудовых функций или обязанностей. Такие конфронтации как открытые, так и скрытые, могут быть травмоопасными для детской психики, ведь в этом возрасте у детей еще не сформировались собственные шаблоны или модели конструктивного реагирования и нет опыта грамотной и адекватной психологической защиты.

Помимо этого, дети имеют неодинаковую предрасположенность к нервным расстройствам. Стоит учитывать, что более всего страдают дети, у которых наблюдаются приведенные ниже специфические отличия характера и нервной организации:

1. Довольно низкая уверенность в себе и своих силах, сочетающаяся с заниженной самооценкой.
2. Высокая чувствительность, ранимость, эмоциональная впечатлительность, стеснительность, иногда чрезмерная болезненность переживаний, зацикленность на них.
3. Зачастую — общая мышечная скованность, заторможенность, неловкость движений, избегание двигательной активности.
4. Высокая степень внушаемости, подчас необоснованная беспричинная раздражительность, частая неконтролируемая смена настроения, резкая интенсивная возбудимость.
5. Сильная ситуативная тревожность, гиперактивность, любое проявление зависимости.
6. Постоянное желание быть лидером, стремление во всем превосходить остальных, постановка изначально невыполнимых завышенных целей и задач, наличие амбициозных мечтаний и планов.

nervnye-rasstrojstva3

Современному думающему родителю нужно осознавать, что всякое нервное расстройство легче остановить на стадии зарождения, возникновения или формирования, чем лечить его пагубные проявления и последствия. Предотвращение данных патогенных фиксаций сводится, в главной степени, к созданию благоприятной психологической обстановки в кругу семьи, в детском саду или учебном учреждении, в кружках и особенно в школе. Необходимо выстраивание комфортного, конструктивного и доверительного взаимодействия ребенка с родителями, учителями и ровесниками. Также стоит непременно позаботиться о полноценности и достаточности детского сна, питания, активного отдыха на свежем воздухе, рациональности дневного распорядка, уменьшения чрезмерной физической и умственной нагрузки в случае их наличия.

Важно помнить, что без подобной качественной психологической профилактики ребенок рискует получить устойчивый невроз, иными словами, заболевание, обусловленное психогенными факторами, возникающее не вследствие различных органических патологий, а как результат дисгармонии в межличностном взаимодействии с окружающим социумом.

Основное действенное направление нивелирования или устранения причин и проявлений невроза – это обнаружение, вычленение, устранение или смягчение психотравмирующего влияния причин, порождающих стрессовое переживание. Зачастую стоит поменять стиль воспитания, помочь ребенку выработать устойчивость характера и позитивное отношение к окружающему миру, развить и защитить его эмоциональную сферу. Взрослым необходимо научиться успокаивать ребенка, вселять в него уверенность, повышать самооценку, устранять излишнпю эмоциональную напряженность. Зачастую требуется помочь ребенку проговорить и проработать психологическую травму, чтобы чтобы снять её стрессогенность, объяснить ее возможные причины, научить способам защиты при повторении подобной негативной ситуации в будущем.

Поделитесь с нами, приходилось ли вам сталкиваться с какими-либо нервными расстройствами? Замечали ли вы их у себя или у своих детей? Может вам приходилось или до сих пор приходится бороться с ними? Пожалуйста, расскажите нам о своих успехах или неудачах в этой области.

Статья написана по заказу Психомира.