detskie-strahi-prichiny-posledstviya1

Большинству из нас известно, что страх нам необходим, так как он является формой врожденного инстинкта самосохранения, это своего рода защитная реакция, предупреждающая нас об опасности. Страх помогает нам выжить, оберегает и даже подчас спасает нас. Но взрослые далеко не всегда знают, что механизм развития детского страха другой, специфический, имеющий характерные особенности. Почему так? Давайте разберемся.

Вы, конечно, замечали, что детский страх зачастую лишен всякой логики. Иногда он кажется смешным, нелепым, даже глупым. Ведь очень часто дети испытывают страх перед существами, явлениями или предметами, не способными навредить им в реальных условиях. Связанная со страхом мнимая опасность имеет существенный вес лишь в воображаемом мире ребенка. А воображение в детском возрасте развивается стремительно, с избытком снабжая психику ребенка различными видами страхов. Некоторые из них являются «возрастными», они временны, неустойчивы и нормальны, ребенку их надо просто успешно «перерасти». Возникновение и устойчивое функционирование других — может вызывать опасения у взрослых в силу своей несвоевременности или патогенности. Об их характерных отличиях мы написали в статье «Основные виды страхов у детей».

Выявлено, что склонность к возникновению страха изначально заложена у всех детей. Родителям стоит об этом помнить и не стимулировать своими действиями и высказываниями возникновение и пагубную фиксацию у ребенка устойчивых фобий.

detskie-strahi-prichiny-posledstviya2
Страхи у ребенка зачастую формируются в ситуациях, когда взрослые негативно оценивают окружающую ребенка реальность и его самого как часть этой реальности. Это могут быть следующие ситуации:

1. Использование метода запугивания, запретов или угроз родителями в воспитательных целях. В этих случаях у ребенка, как правило, возникает страх остаться одному, он начинает бояться одиночества, переживает, что родители могут оставить или отдать его.

2. Гиперопека. Из самых лучших побуждений взрослые стараются защитить ребенка от множества потенциальных опасностей, предупредить его, объяснить, что может произойти в той или иной ситуации. С одной стороны, это неплохо. Но довольно часто встречается обратный эффект, когда при неправильной подаче возможной «картины опасности» ребенок начинает отовсюду ждать угрозы и становится излишне тревожным. Эти обстоятельства рассматриваются нами в статье «Устранение страхов у тревожного ребенка или зачем нужны страхи?».

3. Наличие аналогичных или подобных страхов у родителей, особенно у матери.
Этот фактор практически неизбежно за небольшим исключением влечет формирование той же разновидности страха у ребенка.

4. Гипоопека. При нехватке внимания со стороны родителей, недостаточности теплого комфортного и доверительного общения с ними дети зачастую компенсируют этот дефицит компьютерными играми, телевизионными передачами, которые имеют агрессивную направленность с элементами запугивания или насилия.

5. Негативная обстановка в семье. Если дети часто наблюдают негативное выяснение отношение между родителями, скандалы и разборки, они замыкаются и в поиске «комфортного мира» уходят в себя, ограждаются от конфликтов и ссор.

6. Нервные расстройства, неврозы, пагубные патологические страхи, о которых мы говорили в статье «Основные виды страхов у детей».

7. Вынужденная или целенаправленная изоляция от конструктивного взаимодействия, общения, игр с ровесниками, чрезмерно ранняя излишняя рационализация чувств ребенка, обусловленная специфически принципиальной позицией родителей.

8. У ребенка нет возможности идентифицировать себя с родителем того же пола (особенно это болезненно для мальчиков), что влечет неуверенность в себе, постоянные сомнения в правильности своих поступков, проблемы в общении с ровесниками.

9. Фиксация какого-либо сильного испуга в эмоциональной памяти ребенка (насилие, несчастный случай, авария, болезнь, операция), что приводит к формированию довольно устойчивого страха и последующего панического избегания повторения субъективно или объективно опасной ситуации.

10. Психологическое заражение. Эта ситуация возможна при инфантильном безотчетном копировании действий или манеры поведения значимых ровесников или взрослых, когда ребенок принимает на себя чужие страхи сначала через внешние проявления, а потом начинает переживать и их внутреннее отражение, не зная их источника, а следовательно, затрудняя их устранение в дальнейшем.

11. Психотравмирующая ситуация или сильный стресс. При негативном пережитом опыте (одиночество в темной комнате, укус домашнего животного, громогласное унижение или оскорбление со стороны учительницы в присутствии сверстников) у ребенка, как правило, формируется страх взаимодействия с травмирующим объектом.

detskie-strahi-prichiny-posledstviya3
Таким образом, нельзя сказать, что страх является категорически и однозначно вредоносной эмоцией для детской психики. Не нужно забывать, что страх выполняет важнейшие функции, предостерегая от возможной опасности или позволяя адекватно ориентироваться в окружающем пространстве и социуме. Страх во многом инстинктивен, что повышает его защитную функцию и направленность на наше самосохранение.

Более того, страх является необходимым условием для нормального развития детской психики, так как помогает ребенку оптимально выстраивать свое поведение и взаимодействие с окружающим миром. Дети нуждаются в определенном количестве отрицательных эмоций, и поэтому зачастую сами у себя вызывают их (например, читают книжки-«страшилки»), удовлетворяя свою потребность в переживании страха. При переживании страха происходит высвобождение психической энергии («мортидо» по Э.Берну), которая изначально имела разрушительный агрессивный характер.

Однако, довольно часто детские страхи, отражающие в сознании ребенка некую опасность для благополучного существования, приводят к разного рода нервным психическим расстройствам, неврозам. Об этом подробно можно прочитать в статье «Невротические детские страхи: как отличить их от нормы?». Поэтому внимательные родители должны замечать и анализировать возникновение того или иного страха у ребенка, сравнивая его с возрастными нормами. Подобные закономерности нормального появления и развития детских страхов приведены в статье «Возрастные нормы появления страхов у детей. Таблица видов детских страхов».

При несвоевременном возникновении или патологическом проявлении детского страха, его фиксации или невротизации существуют методы психологической поддержки, способствующие его нивелированию и возвращающие ребенка в зону эмоционального комфорта. Самые действенные и несложные методы описаны в статье «Способы устранения возрастных и невротических детских страхов».

Итак, мы познакомились с понятием детских страхов, выяснили причины, факторы и закономерности их развития, узнали об их важной роли в нормальном психическом развитии ребенка. Однако, мы определили и опасные тенденции, которые могут повлечь за собой детские страхи при невнимательном отношении к их функционированию со стороны родителей. В силу своей актуальности и важности для психического здоровья ребенка, данная тема продолжена в статье «Основные виды страхов у детей». Читайте, узнавайте, анализируйте и будьте во всеоружии!

Статья написана по заказу Психомира.