ustranenie-strahov-u-trevozhnogo-rebenka1

Если обычно у детей страхи внезапно появляются и также внезапно исчезают, уступая место новым страхам, и этот поток страхов находится в постоянном движении и изменении, то у тревожных детей возникающие страхи фиксируются в психике на длительное время, они невротизируют ребенка, дестабилизируя его психоэмоциональное развитие. Поэтому взаимодействие с тревожными детьми требует учета особых специфических моментов, характерных для функционирования их психики. Почему страхи у таких детей переживаются по-другому? Какие виды страхов особо характерны или опасны для них? Понять эти тонкости важно любому взрослому для грамотного взаимодействия с тревожным ребенком.

Для полного понимания картины возникновения и переживания детского страха стоит ознакомиться со статьей, написанной выше, под названием «Детские страхи: причины, факторы и возможные последствия их развития».

Чтобы разобраться в существующем многообразии видов страхов, понять, какие страхи могут нести пользу, а какие однозначно патогенны для ребенка, выше мы написали статью «Основные виды страхов у детей».

В статье «Возрастные нормы появления страхов у детей. Таблица видов детских страхов» мы выяснили, что существуют возрастные страхи, необходимые для полноценного психического развития, причем у каждого страха есть свой строго определенный временной период возникновения и протекания, в рамках которого он считается нормой, а если выбивается из указанных временных границ, то может повлечь опасные психотравмирующие последствия.

Позже в представленной статье «Невротические детские страхи: как отличить их от нормы?» мы научились находить и вычленять «опасные» страхи, которые не «переживаются», фиксируются и невротизируют своими негативными последствиями формирующуюся психику ребенка.

В предыдущей статье «Способы устранения возрастных и невротических детских страхов» говорилось о конкретных путях и способах нивелирования страхов у детей, приводились подробные психологические рекомендации по взаимодействию с ребенком в различных пугающих его ситуациях.

ustranenie-strahov-u-trevozhnogo-rebenka2
Особо в этом контексте звучит тема страхов у тревожных детей. Поскольку их психика особо чувствительна, ранима и имеет свою специфику, то и правила взаимодействия с ними особые.

1. Обязательно с уважением, без иронии и раздражения говорите о страхе ребенка, даже в том случае, если на самом деле вы считаете этот страх нелепым, беспричинным или смешным.

2. Не бойтесь употреблять само слово «страх», не избегайте его, пусть оно станет обыденным и потеряет болезненную заостренность своего звучания.

3. При очередном испуге ребенка не стыдите и не ругайте его, ведите себя так, как будто поведение ребенка вполне оправданно и нормально.

4. Не удивляйтесь страху ребенка, своим поведением и теплым отношением покажите, что вы давно знаете о его переживании, что это свойственно многим детям его возраста и постепенно подобные «трудности» проходят.

5. Включите ребенка в свои воспоминания. Расскажите, что у вас или у ваших знакомых в детстве тоже был подобный или похожий страх, но со временем его удалось преодолеть. Ребенок почувствует, что вы понимаете его и что его страх не является непреодолимым.

6. В разговоре о страхе или пугающей ситуации не стоит напускать слишком много проблемной серьезности, говорите об этом просто, недолго, без углубления, как о временном достаточно распространенном обстоятельстве.

7. Избегайте состояния озабоченностью страхом как у себя, так и у ребенка, аккуратно снижайте значимость необходимых усилий для его преодоления. Не должно быть зацикленности на борьбе со страхом, иначе у ребенка могут возникнуть негативные соматические изменения из-за постоянного нервного напряжения и состояния нерешенности проблемы. Зачастую в таких случаях появляется бессонница, потеря или снижение аппетита, частые позывы в туалет, запоры, раздражительность.

8. Помните, что тревожные дети часто стремятся избегать двигательной активности, поскольку постоянно испытываемое состояние тревоги ведет к интенсивному общему мышечному зажиму. Поэтому для них крайне необходимы игры или дыхательные упражнения на расслабление.

9. Следите, чтобы всегда включение ребенка в ту или иную игру происходило постепенно. Тревожный ребенок сначала должен понять правила игры, привыкнуть к ним, посмотреть, как их выполняют другие дети, и после этого, если захочет, может присоединиться к играющим.

10. Игры с закрытыми глазами для тревожных детей допустимы только в ситуациях с хорошо известным пространством, в котором ребенок может ориентироваться даже мысленно, вслепую, с хорошо известными ребенку участниками и строго по желанию самого ребенка.

11. Как в игровых, так и в учебных ситуациях обязательно следует исключать состязательные моменты (кто лучше?), а также задания, рассчитанные на скоростное выполнение (кто быстрее?). Тревожный ребенок не в силах полноценно проявить свои знания и способности в подобных обстоятельствах, поскольку панически боится нарушить сами рамки, условия задания. Таким образом происходит зацикливание на внешних факторах и результат выполнения задания становится необъективным, так как он всегда ниже реальных показателей ребенка. А болезненность ситуации соревнования дополнительно психотравмирует тревожного ребенка, что категорически недопустимо.

ustranenie-strahov-u-trevozhnogo-rebenka3
Таким образом, устранение или нивелирование детского страха у тревожного ребенка является длительным и постепенным процессом. Взрослые должны понимать, что нет вины ребенка в том, что он испытывает страх, возможно раздражая их и доставляя им определенные неудобства.

Однако, не нужно и постоянно ограждать тревожного ребенка от любых препятствий в жизни, ведь ему надо накопить собственный опыт преодоления трудностей, выработать свои успешные модели взаимодействия с социумом, развить собственные адаптационные способности, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

При возникновении новых страхов, внезапных испугах ребенка не стыдите его, в противном случае страхи и испуги погрузятся в детское подсознание, ребенок скорее всего замкнется в себе, станет отстраненным и мнительным, а непереработанные эмоциональные переживания зафиксируются в психике и будут периодически обнаруживаться в виде деструктивных проявлений (плаксивость, раздражительность, сильная мышечная скованность, постоянное ожидание опасности, агрессия, боли невротического характера, соматические заболевания).

Итак, нужно осознавать, что на протяжении всего периода взросления ребенок будет непрерывно сталкиваться с новыми и новыми видами страхов. Это закономерно и нормально. Задача взрослых заключается во внимательном наблюдении и анализировании реакции ребенка на эти страхи, в недопущении фиксации страхов на длительный период времени, в предотвращении перехода страха из нормального возрастного в патогенную невротическую форму. Здесь главное — вовремя заметить испытываемое ребенком болезненное неблагополучие при переживании эмоции страха, дабы не допустить формирование устойчивых психотравмирующих фобий.

Отсюда можно заключить, что психологическое нивелирование страхов всегда должно быть направлено на то, чтобы тревожный ребенок стал воспринимать свои страхи как стимул к развитию собственной саморегуляции, способности управлять своим эмоциональным состоянием. Достижение этой цели или хотя бы значительное приближение к ней во многом зависит от поведения и отношения взрослых. Будьте особо внимательны к тревожным детям, максимально чутко, осторожно и деликатно поддерживайте их хрупкое стремление познать этот пугающий своей неизведанностью окружающий мир. Желаем вам терпения, чуткости и душевного тепла!

Статья написана по заказу Психомира.