1predotvrashenie-nevrozov

Что такое невроз и чем он опасен? Может ли он привести к серьезным заболеваниям или нарушить привычную жизнь семьи? Вообще это — болезнь или временное расстройство, возрастная странность ребенка? Если оставить невроз без внимания, пусть сам проходит, сможет ли ребенок вырасти здоровой полноценной личностью? Чтобы это понять, давайте разберемся в сути проблемы.

Под неврозом обычно понимается длительное устойчивое, но обратимое нервное расстройство, вызванное продолжительными эмоциональными переживаниями, сопряженное с резкими перепадами настроения, сильной утомляемостью, высокой тревожностью, соматическими заболеваниями (головные, сердечные, желудочные необоснованные боли и т. п.). Неврозу подвержены как взрослые, так и дети. Детский невроз в современном мире во многом обусловлен все более усиливающейся психической нагрузкой на ребенка, что чревато дальнейшими неблагоприятными последствиями.

Надо сказать, что часть родителей несерьезно и без должного внимания относиться к детским невротическим симптомам, ошибочно принимая их за неизбежные атрибуты взросления, которые со временем должны пройти сами собой. Однако, при таком отношении со стороны взрослых, ухудшения поведения, успеваемости, самочувствия, настроения вплоть до депрессии, не только не исчезают в дальнейшем, а наоборот, фиксируются и развиваются, часто переходя в форму серьезных психических заболеваний. Поэтому крайне важно для взрослых заметить и выделить нервное неблагополучие на самых первых ранних стадиях при легких редких поверхностных его проявлениях. Необходимо выявить и затем аккуратно устранить причину испытываемого ребенком эмоционального дискомфорта, влекущего нервное неблагополучие, пока не произошло его эмоциональной фиксации в психике.

Подобные причины появления детского невроза обычно связаны с триадой патогенных факторов:

1. Биологические факторы: наследственные нервные расстройства или заболевания, тип нервной системы, характер протекания беременности у матери, интенсивность эмоциональной, умственной или физической нагрузки у ребенка, наличие перегрузок, режим учебной деятельности, отдыха, питания и сна.

2. Психологические факторы: пережитые ребенком психотравмы, особенности эмоционального реагирования на внешние стимулы, повышенный уровень тревожности и чувствительности, ранимость, неправильно или недостаточно сформированные модели психологической самозащиты.

3. Социальные факторы: наличие доверительности во внутрисемейных отношениях, эмоциональное принятие или отвержение ребенка, характер родительских мер воспитания, комфортность атмосферы в семье.

Как становится понятно, толчком формирования детского невроза, его основой, является пережитая психическая травма. Но невроз развивается чаще не в результате неправильной патологической реакции на нее, а как следствие ее продолжительного влияния на детскую психику и отсутствие у ребенка способности адаптироваться, приспособиться, «переварить» ее.

predotvrashenie-nevrozov22

Для развития невроза вовсе не нужна интенсивная, сильная психотравма. Для чувствительного или тревожного ребенка психотравмой, достаточной для формирования невроза, может стать любая конфликтная ситуация, оскорбление от учителя, наказание родителями, испуг от внезапно выскочившей собаки.

Степень влияния психотравмы, влекущей детский невроз, во многом определяется возрастом. Для ребенка до двух лет психотравмирующей ситуацией может стать непродолжительная разлука с мамой, начало посещения яслей или развивающего центра. Однако, средним возрастом начала формирования невроза и первых проявлений нервных расстройств обычно является пять лет для мальчиков и пять-шесть лет для девочек.

Наибольшую уязвимость в этом плане имеют дети — лидеры по натуре, имеющие собственное мнение, самостоятельные в своих действиях, со сформированным чувством «Я», они очень чутко реагируют на то, позитивно или негативно их эмоционально принимают родители, значимые взрослые, социум в целом. Характер отношения к ним, то, как они оценивают это отношение к себе со стороны окружающих, является их болевой точкой. Они требуют к себе больше внимания, понимания, чуткости, и в этом им нельзя отказывать. При неудовлетворенной подобной потребности в любви и безусловном принятии у таких детей развивается паническая боязнь одиночества и страх быть покинутым. Кроме того, при столкновении с непониманием, диктатом взрослых, ограничениями и наказаниями в них зарождается протест, конфликт между внутренними потребностями и внешними возможностями, что неизбежно приводит к формированию невроза.

С другой стороны, родителям не следует паниковать при малейших физических недомоганиях ребенка, которые могут быть вызваны ростом и развитием детского организма. При эмоционально бурном реагировании родителей на детские жалобы, постоянной необоснованной проверке здоровья ребенка, родители, сами того не подозревая, стимулирую развитие у ребенка ипохондрии. Ипохондрик и в будущем будет постоянно и беспричинно жаловаться на постоянные недомогания и даже находить у себя самые разные болезни, его характер сильно испортиться и станет крайне скверным. Поэтому об этой опасности родителям важно знать.

Однако, пагубным будет и противоположное равнодушное и невнимательное отношение к ребенку, полное игнорирование его проблем. Такая эмоциональная отстраненность родителей от мира ребенка влечет появление у него постоянного чувства страха и развитие разных форм агрессивности.

Когда на ребенка, особенно единственного в семье, «возлагают большие надежды», развивают в нем чувство собственного превосходства и исключительности, пророчат «большое будущее», это также имеет негативные невротические последствия. Особенно, если ребенок в таких случаях занят постоянной подготовкой к занятиям, посещает частые длительные уроки или тренировки, занимается дополнительно в досуговое время, он абсолютно лишен отдыха, общения с ровесниками, необходимых развлечений. Психика испытывает постоянную перегрузку, времени на ее расслабление и восстановление родителями не предусмотрено, а в сознании ребенка постоянно «маячит» установленная взрослыми высокая планка достижений — в таких обстоятельствах, вероятнее всего, у ребенка сформируется истерический невроз. Поэтому избегайте таких узких рамок, чрезмерно высоких требований и ожидания непременно успешных результатов. Позволяйте ребенку ошибаться — опыт ошибок при правильном реагировании взрослых может стать конструктивным самостоятельным стимулом для дальнейшего успешного развития.

Помимо описанных ошибок взрослых, способствующих формированию детского невроза, не стоит забывать об огромной важности в этом плане наличия у ребенка правильного дневного распорядка, достаточного пребывания на свежем воздухе с элементами активного отдыха, полноценного питания и сна. Также очень эффективно для нормализации детских нервных расстройств взаимодействие с животными, особенно с дельфинами, собаками и лошадьми. Целебно для детской психики и грамотное музыкальное воздействие через специально организованные музыкальные занятия с прослушиванием спокойных, гармоничных музыкальных произведений.

Тем не менее, поскольку практически всегда основная причина невроза кроется в особенностях семейного взаимодействия, основой его предотвращения является нормализация эмоциональной атмосферы в семье. В этом отношении стоит избегать моделей воспитания, описанных как гипоопека и гиперопека, нельзя предъявлять к ребенку чрезмерно высокие или неодинаковые требования со стороны разных членов семьи. Не игнорируйте потребности, желания, мечты ребенка, всегда спрашивайте и учитывайте его мнение по какому-либо вопросу. Делитесь с ним своими впечатлениями, спрашивайте совета, наладьте доверительный контакт, необходимый для полноценного общения. Принимайте ребенка при любых обстоятельствах, при его ошибках, плохих оценках, неправильных поступках. Постепенно выстраивайте ценностную систему в детском сознании, чтобы ребенку было четко понято, что правильно, допустимо, а что плохо и неприемлемо. Не шантажируйте его своей любовью. Ребенок должен знать, что в семье его принимают безусловно, это его тыл, где он всегда найдет поддержку, помощь, заботу и защиту. Ему необходимо глубинно осознавать, что родители любят его всегда и всяким. Но они, тем не менее, ждут от него послушания, старательности, любви, помощи, понимания, честности и доверия. В семье, где ребенку эмоционально комфортно, где он может поделиться с родителями или другими значимыми взрослыми своими переживаниями и опасениями, где он ощущает поддержку и защиту, – у детского невроза нет шансов закрепиться и, тем более, развиться.

predotvrashenie-nevrozov33

Именно поэтому для предотвращения и исключения возможности невротического развития детской личности максимальные и главные усилия направляйте не на медикаментозное устранение симптомов детского невроза, а на создание и сохранение благоприятной эмоциональной атмосферы в семье. В психологически комфортной обстановке даже при наличии определенных внешних трудностей или неприятностей ребенок вырастает психически здоровым, спокойным, эмоционально открытым, жизнерадостным и адекватно поступающим в самых разных жизненных обстоятельствах.

А вам лично приходилось сталкиваться с детскими неврозами? Наблюдали ли вы воочию их проявления? Может вас самих с детства преследуют невротические признаки и вы никак не можете от них избавиться? Как они мешали вам или, быть может, вашим знакомым? Каким образом и насколько успешно вы боролись (или уживались) с этими состояниями? Пожалуйста, поведайте нам об этом, ваши знания и опыт могут помочь многим людям.

Статья написана по заказу Психомира.