kak-privyknut-k-shkole1

Поступление в школу – большой стресс для ребенка, связанный с сильным напряжением, и для того, чтобы привыкнуть к новым условиям юному школьнику необходимо 1,5-2 месяца. Многие родители задаются вопросом, как помочь своему чаду легче пережить этот период. Поговорим об этом.

Сначала следует остановиться на основных несложных рекомендациях для родителей, что поможет им лучше подготовить фундамент для будущей успешной адаптации к школе:

Во-первых, важно понять, что ребенок 7 лет переживает возрастной кризис, который связан не только с психологическими изменениями, принятием новой социальной роли ученика, но и с изменениями в работе нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В период возрастного кризиса у ребенка могут отмечаться перепады настроения, раздражительность, ранимость, повышенная утомляемость, происходят изменения в характере.

Во-вторых, стоит оберегать ребенка от психоэмоциональных перегрузок в период адаптации к школе. Желательно в первые месяцы избегать походов в цирк, в гости, кино…Организуйте ребенку стабильную и спокойную атмосферу дома. Не рекомендуется совмещать начало обучения в школе с посещением различных новых кружков и секций, музыкальных и художественных школ, а также избегать переездов в первый год обучения. Если Ваш ребенок до школы занимался и музыкой, и спортом, то в первом классе чем-то приходится жертвовать, потому что на все времени не хватает. Можно отложить какие-то занятия на год, но решающим в этом выборе должно быть мнение ребенка. Те дополнительные занятия, которые останутся, должны нравиться ребенку, эмоционально его подпитывать. Например, если выбирать между английским и плаванием, лучше остановиться на последнем. В первые месяцы желательно принимать витаминно-минеральные комплексы. Также для первоклассников важно соблюдать сбалансированный режим питания, обязательно включающий горячий завтрак. Гиперактивным детям желательно избегать сладостей, их употребление часто приводит к дополнительному возбуждению нервной системы.

В-третьих, необходимо следить за соблюдением режима дня ребенка, обязательно включающий десятичасовой сон и прогулки на свежем воздухе. Если ребенок не посещал детский сад или плохо адаптировался к нему, желательно не оставлять его в группе продленного дня.

В-четвертых, поддерживайте первоклассника! Провожая ребенка в школу, пожелайте ему удачи, улыбнитесь, не стоит акцентировать внимание на хорошем или плохом поведении. Первое время вообще старайтесь избегать разговоров о трудностях и проблемах в учебе, не ругайте за плохие оценки или неаккуратные тетради. Для него более важна сейчас Ваша любовь и вера в него! Если ребенок берет с собой игрушки, дайте ему это сделать. Просто объясните, что играть ими можно только на переменке. Любимая игрушка позволяет ребенку успокоиться, почувствовать себя более комфортно в новом месте.

Еще до начала занятий желательно познакомить ребенка с учительницей, несколько раз посетить классную комнату, позволить ему посидеть за партой. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки. Идя в школу, спросите ребенка о его переживаниях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах обучения: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей. Скажите ребенку, что при возникновении каких-либо проблем вы поможете ему их разрешить.

Говоря о первых месяцах в школе, важно отметить, что помимо физиологической адаптации есть и социальная. Когда бывший дошколенок становится учеником, происходит изменение его социального статуса. Это влечет за собой изменение самосознания и ценностей первоклассника. Теперь для ребенка на первый план выходит учеба. И для того, чтобы осознать свою новую роль, многим детям требуется определенное время. Помочь ему в этом могут учитель и родители.

В первом классе ребенок вливается в абсолютно новую для него среду, его окружают новые люди. Чтобы облегчить социально-психологическую-адаптацию первоклассников, им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, со школой и ее правилами.

По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы.

1.Адаптация в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Они без особых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, добросовестно выполняют задания. У таких детей в первое время все же могут возникать сложности в общении с детьми или учителем, но обычно к концу второго месяца учебы эти трудности преодолеваются. Дети быстро принимают новый статус ученика, новые требования и режим дня.

2.Детям требуется 3-4 месяца для того, чтобы привыкнуть и принять требования школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.

3.Дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом.

Итак, обобщим психологические правила, что делать родителям, чтобы способствовать формированию успешной адаптации ребенка в школе:

• Постарайтесь создать у ребёнка сильную мотивацию к учебному процессу, чтобы он не воспринимал школу как внезапно свалившееся на его голову несчастье. Ни в коем случае не критикуйте своего первоклассника, называя его бездельником. Поддерживайте его во всех начинаниях. Если заметили интерес к какой-либо науке, поощряйте и развивайте его.

• Объясняйте ребёнку правила успешного взаимодействия с коллективом, но не перебарщивайте с опекой. Теперь у вашего малыша появится новый круг общения.

• Учите малыша первоклассника самостоятельности – не делайте за него то, что он должен делать сам, например, покажите, как собирать портфель, но в дальнейшем ребёнок должен делать это сам.

• Не забывайте помогать, если новоиспечённый школьник с чем-то не справляется. Но при этом не нужно делать за него домашнее задание, помогайте поэтапными подсказками и наводящими вопросами. При этом у ребёнка останется ощущение самостоятельно выполненного дела, что поднимет его самооценку, снизит тревожность и поспособствует интересу к дальнейшей работе. Не надо стоять у ребёнка за душой, когда он выполняет домашнее задание, стоит приходить на помощь, только если возникают трудности – так вы покажете школьнику, что доверяете ему и признаёте его самостоятельность и ответственность.

• Следите за распределением нагрузки на ребёнка, иначе непривыкший к напряжённому расписанию организм не выдержит школьного марафона. Не спешите записывать ребёнка в дополнительные секции и кружки, у него должно оставаться время для игр со сверстниками и прогулок, а при необходимости и для дневного сна.

• Не подрывайте авторитет учителя, для первоклассника он должен быть первостепенным, а если родителей не устраивает что-либо – поговорите об этом с преподавателем напрямую. Если не сдерживать негативных эмоций при ребёнке – это может грозить в дальнейшем проблемами с успеваемостью и школьными конфликтами.

• Если дома некому проследить за тем, как ребёнок придерживается распорядка дня, питается и выполняет домашние задания – следует задуматься о группе продлённого дня.

Для родителей крайне важно понимать, что главное, что требуется от них — это подготовить в ребенке позитивное восприятие школы. В первую очередь – перестать тревожиться самим и нагнетать тревожные ожидания в ребенке.

Как правило, те дети, которые ходили в детский сад, лучше подготовлены к учебе. Они умеют общаться в коллективе, знают, что во время занятия положено сидеть, а не ходить по классу, не впадают в отчаяние из-за отсутствия родителей рядом. Но и «домашние» детишки тоже обычно к школе готовы: они ходят в кружки, секции, на курсы подготовки к школе. Поэтому в принципе у всех детей достаточно базовых знаний о жизни и об окружающем мире, чтобы успешно учиться в школе.

Тем не менее, на протяжении всего дошкольного времени в разговорах взрослых между собой звучат рассуждения о том, что вот сейчас начнется учеба и тогда всем будет трудно. Дети ловят этот настрой родителей и к первому сентября подходят в состоянии подавленности. Нельзя все время говорить: ты не умеешь сам одеваться, плохо читаешь, считаешь, не слушаешься, ленишься – как же ты будешь справляться в школе? Не пугайте ребенка, страх не та мотивация, которая способна помочь ему учиться.

kak-privyknut-k-shkole2
В этой связи рассмотрим основные правила создания позитивного эмоционального настроя к школе, что незамедлительно скажется на успешности адаптации ребенка:

Правило первое: создаем праздник.

Подготовьте в ребенке радостное ожидание учебы. Расскажите ему, что учительница уже знает о нем, ждет его, интересуется им. Что она хоть и строгая, но добрая, веселая, очень хочет учить именно тебя. Расскажите, что класс светлый и красивый, что у ребенка первого сентября будет букет в руках и сам он будет такой красивый в новой форме!

Выберите форму вместе, купите в придачу мелочи, которые захочет сам ребенок. Это может быть галстук у мальчика, ленточки или заколки у девочки. При этом очень важно, чтобы ребенок сам мог справляться со своей одеждой и обувью. Никаких сложных застежек, пряжек или шнурков, если ребенок не умеет их завязывать. Любая трудность такого рода добавляет нервозности и неуверенности. Ребенку должно быть хорошо и комфортно, в наших силах этого добиться. Портфель или ранец тоже должен быть простым, желательно, без молний, которые заедают и ломаются. Пусть лучше будет одна прочная и простая застежка.

Выбирая канцтовары по списку, купите сверх того красивые, яркие мелочи, которые понравилось вашему ребенку (закладки, ластики с картинками, блокнот). Небольшой секрет: младшим школьникам нравится, когда всего много. В их глазах лучший набор карандашей или ручек – тот, где их много и они яркие. Покупайте все наборами и пусть на канцтоварах будут веселые картинки, это добавит ощущения радости. Важное правило: покупая канцтовары, берите их с запасом. Лучше купить не слишком дорогие, чтобы не жалко было потерять. И никогда не ругайте за потери, во всяком случае, в первые месяцы учебы. Пенал должен быть самый простой, иначе ребенок будет тратить много времени на манипуляции с ним и нервничать понапрасну.

Обязательно отпразднуйте первое сентября! Это может быть поход на аттракционы, в пиццерию или в цирк, может быть просто семейное торжество, но со всеми атрибутами праздника: с поздравлениями, тортом, мороженым и подарками! Возьмите отгул, посвятите этот день ребенку. Пусть он закрепится в сознании первоклашки, как яркий и праздничный. Лучше и потом отмечать День знаний, как семейный праздник, до самой старшей школы.

Правило второе: не торопите ребенка и слушайте его.

В начале учебы ребенок может быть рассеянным, заторможенным, невнимательным. Это защитная реакция организма, его ответ на стресс. Не торопите ребенка, не пытайтесь раньше времени добиться от него четких быстрых действий. Чтобы не опаздывать, лучше выходить в школу заранее, с большим запасом времени, чем всю дорогу подгонять и тормошить первоклашку.

Правило третье: спать, есть и играть!

Многим малышам тяжело вставать утром, они переутомляются и плохо едят. Поэтому необходимо создать им на первое время адаптивный режим. Вставать в семь утра лучше начинать за несколько дней до школы. Но мотивировать это подготовкой к школе ни к чему, чтобы не нагнетать отрицательные ожидания. Лучше придумывать важные дела на утро. А вот ложиться уже сейчас надо начинать раньше, чтобы организм перестроился на новый режим. Очень хорошо, если ребенок соглашается спать днем. Многие дети, даже те, кто уже отказался от дневного сна, снова в сентябре соглашаются поспать днем. Это очень разгружает психику.

Обязательно гуляйте с ребенком после школы. Причем инициируйте подвижные игры, возню и беготню. Хорошо, если ребенок занимается каким-нибудь спортом. Отсидев без движения несколько уроков, он нуждается в двигательной активности.

Дети часто отказываются от завтрака. Не надо заставлять их. Они вполне дотерпят до школьного завтрака, в крайнем случае можно положить в портфель яблоко или банан. А вот пить им необходимо. Если в классе или рядом с ним не стоит кулер, кладите в портфель маленькую бутылку воды.

Важно: в отличие от детского сада, в школьных туалетах не всегда бывает бумага. Следите, чтобы у ребенка всегда был в кармане набор бумажных носовых платков. Это избавит его от лишних причин для стресса. Выясните у учителя, не стесняется ли ваш ребенок проситься в туалет.

kak-privyknut-k-shkole3
Правило четвертое: хвалим и хвалим!

Начало учебы – непростое время для всех. Редкий ребенок соответствует ожиданиям взрослых, самостоятелен, старателен, успешен. Очень у многих вызывают трудности прописи, необходимость красиво писать буквы. Часто родители слышат от учителя, что их чадо сидит на уроках с отсутствующим видом, не реагирует, не слышит.

Но если выражать свое недовольство, заставлять ребенка все время переписывать, ругать его, то от желания учиться очень быстро ничего не останется. Поэтому зажмурьтесь, возьмите себя в руки и хвалите! Только так можно сохранить позитивную мотивацию к учебе. Находите, за что похвалить, даже если не за что. Изобретайте повод, сначала похвалите, а уж потом очень осторожно высказывайте критические замечания. Общий результат должен быть позитивным: на три похвалы одна критика.

Правило пятое: разберитесь со своими страхами.

По словам известного врача-психотерапевта, психоаналитика Николая Нарицына, психологическая подготовка родителей к тому, что они становятся родителями школьника — это половина успеха. Самыми неподготовленными часто чувствуют себя сами родители. Отсюда и их тревожность, передающаяся детям. Причин тому множество, от волнений за то, что ребенок не справится, не будет успешным, не оправдает их надежды, до банального ожидания новых трудностей в общении с ребенком. Ведь редкий первоклассник сам рвется делать домашние задания и готов часами писать буквы красиво, как в прописях.

Правило шестое: не скупитесь на любовь!

Нельзя выражать своего разочарования, если у вашего первоклашки что-то не получается. Он воспринимает это как уменьшение родительской любви, а это гибельно для личности ребенка. Хуже всего дети переносят не изменения в окружающей их обстановке, а изменение отношения к ним. Ребенок должен ощущать, что его любят безусловно, а не только тогда, когда его хвалит учительница. Избегайте негативных оценок его личности. Если говорить ребенку, что он лентяй, неряха, или хулиган, то он начинает верить взрослым и сам себя оценивать так же, прирастая к этому образу. Если же в семье все хорошо, ребенок видит, что он по-прежнему любим и родители гордятся им, то он быстрее привыкает к незнакомой обстановке в школе и начинает действительно радовать родителей своими успехами.

Помните, что адаптация первоклассников к школе – процесс крайне важный, ведь именно в этой «альма матер» ребёнку предстоит провести 11 лет. Причём, именно от первых месяцев во многом зависит дальнейший успех и тяга к знаниям, поэтому очень важно научить ребёнка не бояться новой поры его жизни и привить интерес к школьным занятиям.

Статья написана по заказу Психомира.