sindrom-detronizacii-detskaya-revnost-1

Зачастую родители обращаются с вопросом о резком изменении поведения старшего ребенка, снижении его успеваемости и даже ухудшении его физического самочувствия при появлении в семье второго малыша. Имеют ли эти события взаимосвязь? Как правильно вести себя родителям при подобном развитии событий? Что делать, чтобы сохранить ранимую только еще формирующуюся психику ребенка и благоприятную психологическую атмосферу в семье?

Итак, о причинах и последствиях возникновения и развития синдрома детронизации, обозначающего различные факторы и условия психологического свержения или смещения старшего ребенка с трона, то есть с места главного члена семьи, которому подчиняются все режимные моменты семейного уклада, мы уже рассказали в статье «Старший ребенок не принимает младшего или причины возникновения синдрома детронизации».

Однако, следует помнить, что существуют условия, при которых максимально снижается риск возникновения и закрепления симптомов синдрома детронизации, а также способы их нивелирования на самой ранней стадии формирования. Главное — не прозевать негативные тенденции.

sindrom-detronizacii-detskaya-revnost-2

Перечислим несложные, но крайне важные правила поведения для родителей, у которых появился младший ребенок, а старший вместо помощи стал просто неуправляемым, обидчивым, жадным или даже злым ребенком. Не паникуйте, а действуйте:

1.В первую очередь непременно повышайте самооценку старшего ребенка через объяснение его нового высокого статуса. Старайтесь ненавязчиво просить его помочь с малышом, вовлекайте в несложные манипуляции по уходу за младенцем. Это может быть чтение сказок, прогулки, игры, переодевание. Никогда не забывайте благодарить старшего ребенка за оказанную помощь и подчеркивайте большую важность его вклада в общее дело воспитания малыша.

2.Несмотря на естественную необходимость уделять малышу больше времени, чем старшему ребенку, возьмите за правило ежедневно выделять индивидуальное время для занятий или беседы со старшим ребенком без присутствия младшего. Это непременное условие. В эти минуты старший ребенок чувствует себя безраздельным владетелем вашего внимания, важным, нужным и ценным членом семьи, с которым считаются, советуются, которого любят.

3. Никогда не сетуйте на неподобающее поведение младшего присутствии старшего ребенка: он из жалости к уставшей маме может, например, злиться на малыша или начать недолюбливать его.

4. За любое проявление внимание к малышу хвалите старшего ребенка. Особенно, если это касается общения: совместные игры, участие в прогулке, помощь в кормлении.

5. Никогда не отдавайте игрушки старшего ребенка младшему без разрешения первого. Помните. Игрушки — это детская собственность, изъятие которой без спроса воспринимается «владельцем» очень болезненно. Крайне осторожно, деликатно и постепенно предлагайте старшему ребенку сначала меняться игрушками с младшим, затем отдавать ненужные «устаревшие» игрушки и только потом начинайте учить игрушками делиться. Такая психологическая цепочка-последовательность очень важна.

6. При возникновении конфликтной ситуации, что возникает довольно часто, проявляйте терпение, хитрость и юмор для ее урегулирования. Не становитесь априори на сторону младшего, максимально отключайте эмоции и включайте логику, приобщайте старшего к поиску «взрослого» решения сложившейся ситуации.
Не стоит также излишне драматизировать ситуацию и ее возможные последствия. Не преувеличивайте вред, который мог быть причинен малышу старшим ребенком. В противном случае он может начать считать себя «плохим» ребенком, что непременно в последствии скажется на снижении его самооценки.

7. Не стыдите старшего, если он обижает малыша, а сначала разберитесь в ситуации. Часто старшие дети обижают младших из-за испытываемого ими чувства страха, что родители теперь его не любят, они переключили свою любовь на другого ребенка. Старший неосознанно проверяет реакцию родителей на свое плохое поведение. В данном случае важно действовать осторожно и крайне аккуратно: необходимо безоговорочно защитить малыша, предупредив старшего, что такие действия непозволительны, и в то же время нужно обязательно уверить старшего, что родители продолжают сильно-сильно его любить. Например, можно сказать: «Я всегда буду тебя сильно любить и сейчас люблю, но с малышом так поступать не разрешаю, никогда так больше не далай, я на тебя надеюсь».

8. Не забудьте старшего ребенка оградить от навязчивых, однообразных или надоедливых «приставаний» малыша, когда это не нравится первому. Он должен чувствовать, что тоже находится под вашей защитой и не должен быть постоянно обязанным терпеть подобные часто несвоевременные заигрывания только потому, что он старший.

9. В случае, если конфликты между детьми участились, придется более внимательно и тщательно контролировать их общение. В таких ситуациях не рекомендуется оставлять детей наедине до тех пор, пока их отношения не наладятся и не снизится градус эмоций.

sindrom-detronizacii-detskaya-revnost-3
Помните, что только родители могут показать пример гармоничного взаимодействия друг с другом, научить конструктивным взаимоотношениям, они учат мириться, решать конфликты, спорить без агрессии и ладить с близкими людьми. Не заставляйте детей дружить, а показывайте примеры заботы друг о друге. И гармония обязательно поселится в вашем доме!

Статья написана по заказу Психомира.