moj-rebenok-ne-hochet-imet-bratika-ili-sestrichku1

Обычно родители, которые уже имеют одного ребенка и продолжают гармонично и дружно строить семейные отношения, задумываются о втором ребенке не просто так. Как правило, они не только инстинктивно хотят принести в мир еще одно свое продолжение, нового человека, но и друга, товарища и помощника для своего старшего ребенка. Родители задумываются над тем, чтобы их первенцу в будущем не было одиноко, у него всегда было бы родное плечо для поддержки, а также опасаются, чтобы он не вырос эгоистом, научился помогать, делиться, сопереживать.

Казалось бы, намерения родителей благие и их чаяния не в последнюю очередь связаны с заботой о будущем старшего ребенка. Почему же тогда их первенец не только не радуется, а зачастую бунтует против появления в семье другого ребенка. Неожиданно он начинает просить, а иногда и требовать, чтобы родители не ездили за малышом в роддом, «не брали ребенка у аиста», сдали малыша в магазин или отнесли бы его обратно в капусту. Родители в растерянности… Что они упустили? В какой момент они неправильно себя повели? Можно ли теперь изменить эту ситуацию непринятия и настроить ребенка на доброжелательное отношение к малышу?

moj-rebenok-ne-hochet-imet-bratika-ili-sestrichku2_

Можно, если родители проявят к старшему максимум понимания, внимания и любви. Им стоит понять, что старший ребенок высказывает такие мысли не из-за эгоизма или жадности, а совершенно по другим причинам:

  • Во-первых, он испытывает сильнейший стресс из-за меняющихся условий жизни.
  • Во-вторых, в нем рождается ревность, и это нормально. Его собственные родители теперь будут не только его. Для осознания этого ребенку потребуется время.
  • В-третьих, ребенок начинает переживать синдром детронизации, когда фокус большего внимания смещается от него в сторону малыша. Это болезненный процесс для психики, требующий такта и чуткости родителей.
  • В четвертых, первенец испытывает одновременно страх от неизвестного будущего и страх от возможной потери родительской любви и заботы.
  • В-пятых, ребенок начинает испытывать гнев от того, что не в силах изменить ситуацию, повернуть ее вспять, ведь мама и папа его «не слушаются».

moj-rebenok-ne-hochet-imet-bratika-ili-sestrichku3_

Какая буря эмоций и чувств, не правда ли? Опасная и болезненная для неокрепшей детской психики смесь. Поэтому именно от поведения родителей зависит, выйдет ли старший ребенок из этого периода без психотравмирующих последствий или у него начнут формироваться невротические проявления, которые в будущем могут привести к хроническому стойкому неврозу.

Поэтому не стоит радоваться раньше времени, когда пяти-шестилетний ребенок вдруг просит братика или сестричку. Скорее всего, он считает увиденных ранее, например, во дворе младенцев в колясочках, с которыми гуляют его сверстники, чем-то вроде кукол-игрушек. Он пока не может осознать всех обязанностей, с которыми связано это желание иметь «живую куклу», и конечно, он не понимает всей ответственности, с которой оно сопряжено. Поэтому такие нечастые высказывания ребенка не стоит принимать всерьез, они редко связаны с реальностью.

Однако, если вы все же решили завести малыша или уже ждете его появления, не спрашивайте у старшего ребенка, хочет он его иметь или нет. Его ответ может вас не обрадовать. К тому де не стоит возлагать на его плечи ответственность за желание или нежелание иметь младшего братика или сестричку. Необходимо просто сообщить ему, что скоро родиться малыш, и к этому нужно подготовиться. Простой констатации факта пока будет достаточно.

moj-rebenok-ne-hochet-imet-bratika-ili-sestrichku2

При дальнейших разговорах, беседах и обсуждениях со старшим ребенком вопроса появления в семье малыша всегда придерживайтесь следующих психологических правил (они будут актуальны как до, так и после появления малыша в доме):

1. Подбирайте имя будущему младенцу вместе со старшим ребенком. Постарайтесь сделать так, чтобы заранее выбранное вами имя как будто было бы решением старшего ребенка. А вы прислушались к его мнению.

2. Можно вместе считать недели беременности до родов. Тогда психологически ребенок лучше, быстрее и целенаправленнее подготовится к появлению малыша.

3. Если вы видите позитивную реакцию старшего ребенка на ожидание появления младшего, то можно взять его с собой и папой на УЗИ, это дополнительно усилит взаимное доверие и развеет некоторые опасения старшего ребенка.

4. Обязательно советуйтесь со старшим, что нужно купить малышу, какие принадлежности, какую одежду выбрать, какого цвета, как лучше обустроить для него место в комнате или саму комнату, что можно дополнительно прикупить из мебели для большего удобства при уходе за малышом. Во время покупок не забывайте что-нибудь купить и для старшего ребенка, это необходимо, чтобы он не чувствовал свою ущербность.

5. Можно купить детям взаимные подарки: пусть старший передаст через маму подарок малышу, а малыш «сообщит» маме что от его имени подарить старшему ребенку. Это очень обрадует первенца и дополнительно поможет наладить такой полушуточный позитивный контакт между детьми, нацеленный на будущее доброжелательное взаимодействие.

6. Помните, что при любом празднике, или приходе гостей подарки дарятся обоим детям, ведь старший ребенок не должен чувствовать себя обделенным чьим-либо вниманием.

7. Постарайтесь пробудить в старшем ребенке интерес к малышу, когда тот родится. Любопытство — первый шаг к заботе и дружбе, поэтому пусть первенец пока относится к младенцу как к «маленькой кукле», играет с ним, рассматривает, при желании помогает переодевать.

8. Обязательно хвалите и благодарите старшего ребенка за любое проявление заботы и помощи по отношению к малышу. Гордость за самостоятельную заботу о малыше непременно поднимут самооценку старшего ребенка и еще больше сблизит его с младшим.

9. Никогда не заставляйте старшего ребенка помогать вам в уходе за младшим. Это ваша обязанность. Рутинные навязанные заботы по уходу за малышом настроят старшего против него, потому что могут стать помехой для выполнения его собственных обязанностей (например, уроков), для заслуженного отдыха или необходимых развлечений.

10. Не забывайте о том, что став старшим ребенком в семье, ваш первенец не перестал быть ребенком и остается все еще маленьким. Не лишайте его этого статуса. Пусть он проживет свое детство полноценно, без обилия взрослых обязанностей.

moj-rebenok-ne-hochet-imet-bratika-ili-sestrichku3

Таким образом, старайтесь придерживаться золотой середины в общении со старшим ребенком: не перегружайте его психику необходимостью брать на себя взрослую ответственность, принимать сложные решения, делать трудный выбор в неоднозначных вопросах; но с другой стороны, не отстраняйте его от принятия совместных решений, участия в семейных вопросах, интересуйтесь его мнением при обсуждении покупок. Помните, важно не просто спрашивать мнения ребенка, но и по возможности, учитывать его. Уважение родителями точки зрения ребенка дает ему психологически комфортное благотворное ощущение вовлеченности в происходящие события, он чувствует себя полноправным значимым членом семьи, мнение которого ценят и учитывают.

Данные психологические приемы позволят настроить психику первенца на эмоционально позитивное принятие второго ребенка в семье, создадут благоприятные условия для совместного ожидания, а затем и воспитания малыша.

Кроме того, эти несложные правила и рекомендации помогут вам не только сохранить здоровой психику старшего ребенка, минимизировав возможные проявления детской ревности, но и в будущем дадут возможность детям позитивно общаться, дружить и заботиться друг о друге.

Статья написана по заказу Психомира.